Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки

Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки Экономическая теория

Видео:2.3 Экономические системы 🎓 ЕГЭ - обществознание без репетитораСкачать

2.3 Экономические системы 🎓 ЕГЭ - обществознание без репетитора

Административно-командная экономическая система — реферат

Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки

      В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях .

      Действие плановой экономики в СССР и Украине

 

      После октябрьской революции 1917 года в России, а со временем и на всей территории бывшей Российской империи, была объявлена идея перехода к коммунизму, и установления социализма, как первой ступени на этом пути.

Такой переход предполагал глобальную перестройку всех сфер жизни общества в государстве, и образцом для неё была провозглашена политическая и экономическая идеология Карла Маркса, в последствии дополненная и расширенная обстоятельными трудами Владимира Ленина .

      В то время, как на внутренних фронтах шло установление советской власти, большевистское руководство уже провозгласило политику военного коммунизма для осуществления резкого перехода к новой экономической системе хозяйства.

Вскоре, когда эта политика показала свою полную неэффективность, была провозглашена Новая Экономическая Политика, которая, в частности, давала некоторую свободу негосударственным кооперативным формам собственности, временно разрешала частную торговлю и т. п., для немедленного выведения экономики нового государства из кризиса.

Эти изменения противоречили воззрениям руководства коммунистической партии, которая как раз становилась единственной руководящей силой, в результате чего НЭП была свёрнута И. В. Сталиным.

      Необходимо отметить, что на фоне этих изменений в экономической политике происходили и совершенно реальные изменения.

Лозунг «землю — крестьянам» воплощался в массовой и обязательной коллективизации в сельском хозяйстве: образовывались колхозы с «общенародной» формой собственности. При этом, с приходом к власти И. В.

Сталина, давление на село усиливалось: как проявление планомерности, устанавливались планы производства сельскохозяйственной продукции, которые чаще всего не соответствовали возможностям.

Это явление отразилось в первую очередь на сельском хозяйстве Украинской ССР, так как она была наиболее развита в аграрном секторе, и могла приносить наибольшую отдачу. Это, в конечном итоге, приводило к таким кризисным явлениям как голод (1928-1929, 1932-1933, 1946-1947 гг.), которые и проявлялись наибольшим образом на территории УССР.

      С приходом к власти Хрущёва был сделан шаг к некоторой децентрализации управления народным хозяйством, что, в принципе, поспособствовало избежанию повторения таких ситуаций. Были созданы совнархозы, замещавшие централизованные министерства на местах.

Именно в этот период было официально заявлено, что страна вступила в «стадию развернутого строительства коммунистического общества». В освоении «целины», проходившем в это время приняли активное участие украинские специалисты в аграрной сфере [здесь и далее 17].

      Организация совнархозов дала некоторый эффект. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Но вскоре, при увеличении количества совнархозов, затраты на их содержание перекрыли выгоды от их существования.

      Приход Брежнева к руководству страной, находившейся в кризисном положении предполагал проведение реформ. В результате, совнархозы были ликвидированы, создавались новые министерства.

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями.

      Реформа была свёрнута, хотя эффект от этого и был на время скрыт притоком средств от продажи сибирской нефти. Экономические задачи, стоявшие перед властью решались как правило экстенсивными методами или умалчивались, что привело к глубочайшему системному кризису экономической и политической системы, который проявился при первой же попытке проведения реформ.

      Масштабные и системные реформы, предложенные в конце 80-х годов новым руководителем государства, Михаилом Горбачёвым, уже ничего не могли изменить, а лишь вскрыли кризис, существовавший до того.

 

      Существует множество способов охарактеризовать развитие экономики разных стран, но как наиболее общий и наиболее наглядный, был избран способ сравнения стран по объёмам валового внутреннего продукта и уровню экономического роста (В Приложении В.

«Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой» рассмотрены основные составляющие ВВП и другие показатели, говорящие об уроне экономического развития для СССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшей свою экономическую систему и Китая, успешно её реформировавшего) .

      Для стран с плановой экономикой (социалистических стран) стартовым уровнем можно считать середину ХХ века, когда, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы и уже начались социальные преобразования во Вьетнаме, Китае и КНДР .

      В 1956 — 1958 годах в СССР и многих европейских странах экономический рост существенно улучшился. В СССР — от 101 до 116%, в Центральной и Восточной Европе — с 95 до 108% среднемирового уровня. В то же время Вьетнам, Китай и Куба свои позиции ухудшали.

В конце 60-х — 70-х годах произошло значительное замедление экономического роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые, а к 1976 году СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития — 118% среднемирового показателя .

      В европейских социалистических странах опережающий по сравнению со среднемировым показателем экономический рост продолжался до 1984 года. Показатели их уровня экономического развития в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) — и их показателей 1984года.

Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к ухудшению их положения.

В то же время преодоление его наиболее острой фазы и возобновление экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже тех с которых они стартовали в 1950 году.

      Совокупный ВВП группы стран с развитой экономикой в 1950-1996гг. увеличился в 6,1 раза, группы бывших социалистических стран — в 5,8 раза.

В результате этого удельный вес бывших социалистических стран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%.

Однако, фактически единственным фактором относительно лучших показателей 1-ой группы стран явился феноменальный рост экономики Китая (см. Приложение В).

      Почти за 46 лет ВВП Китая увеличился в 22,5 раза, а доля его в мировой экономике возросла с 2,7 до 10,2%.

Рост бывших социалистических стран без Китая значительно меньше и составил всего 2,6 раза, в результате чего удельный вес этой группы стран в мировой экономике упал с 12,6 до 5,7% соответственно.

Наиболее медленным экономический рост был в СССР, составивший 2,2 раза и приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% 1950 г. до 2,7% в 1996 г .

      Средний уровень экономического развития бывших социалистических стран повысился в 3 раза, тогда как аналогичный показатель для стран с рыночной экономикой составил 2,4 раза.

Однако эти результаты, как и в случае с абсолютными величинами, предопределены большими темпами развития Китая.

Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза, причем в СССР — в 1,3 раза.

      Говоря о феноменальном темпе экономического роста и приросте объёмов ВВП в Китайской Народной Республике, необходимо отметить следующее:

  • Китай намного раньше других государств (в 1978 году) отказался от ортодоксальной системы социалистического производства, хотя и сохранял при этом коммунистическую идеологию;
  • Применение некоторых экономических принципов рыночной экономики, а так же наличие огромного запаса дешёвой рабочей силы создало дополнительные благоприятные условия для этого;
  • Ухудшение отношений с СССР в 60-е годы привлекло внимание капиталистических стран на фоне холодной войны, что способствовало, в конечном итоге, улучшению инвестиционного климата в стране.

      Таким образом, большинство бывших социалистических стран с плановой экономикой ухудшили свои макроэкономические показатели по сравнению со стартовыми (за исключением Китая). Это привело к кризисным явлениям, которые наиболее глубоко проявились на постсоветском пространстве, но так же имели место и в других постсоциалистических странах.

      Преимущества и недостатки рыночной экономики

 

      Рыночная экономика — хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, а экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт и все основные решения принимаются ими самостоятельно под собственную ответственность .

      Основные преимущества рыночной экономики над административно-командной перечислены ниже.

      Рыночная экономика, в отличие от централизованно управляемой (административно-командной), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на три основных экономических вопроса: что, как и для кого производить. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные цены.

      Благодаря рынку в хозяйстве страны происходит наиболее эффективное распределение ресурсов между различными отраслями. При этом рынок позволяет производителям товаров наиболее быстро и гибко реагировать на изменение системы потребностей.

Так происходит потому, что сигнал от потребителя к производителю поступает непосредственно на рынке, минуя всяких посредников. Рыночная экономика производит то, что требуют потребители путём применения наиболее эффективной техники и технологии.

      Функция ценообразования принадлежит всему рыночному механизму в целом, а не какому-либо конкретному аппарату руководства или конкретным лицам.

      Рыночная экономическая система обеспечивает более гибкие и быстрые механизмы внедрения инновационных проектов и технологий. Использование новейших достижений научно-технического прогресса означает снижение издержек производства и, соответственно — снижение рыночной цены, а так же — укрепление позиций потребителей и производителей.

      Однако всё вышесказанное не означает, что в рыночной экономике отсутствуют недостатки.

      В рыночной экономике удовлетворяются только платёжеспособные потребности, хотя они не всегда являются наиболее насущными в данный момент.

      В обществе доходы распределяются крайне неравномерно на всех уровнях его организации. Поэтому структура производства не может быть оптимальной, поскольку в структуре потребностей значительный удельный вес имеют потребности людей с высокими доходами, которые не относятся к разряду насущных.

      Для рыночной экономики в наибольшей степени характерны кризисные явления. Она не способна сама по себе противостоять таким явлениям экономики, как монополизм, инфляция, безработица, чрезмерная дифференциация доходов, циклический характер экономического развития, выражающийся в регулярной смене периодов экономического подъёма периодами экономических спадов.

      Существует так же негативный социально-психологический аспект рыночной экономики. Из-за неограниченного стремления хозяйствующих субъектов к получению прибыли, возникает общественная атмосфера, в которой теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, обеспечение достойных человека условий труда и др.

      Названные негативные свойства рыночной экономики достаточно серьёзны. Только с помощью государства удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.

      Преимущества плановой экономики

 

      Дав определение административно-командной экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе — рыночной экономикой .

      Несмотря на то, что органы управления хозяйственной деятельностью руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей, такие потребности удовлетворяются абсолютно для всех.

Это исключает проблему бедности, особенно характерную для рыночной экономики, а так же проблемы дотационных не прибыльных регионов государства.

Это считается основным преимуществом этой экономической системы, и именно оно в своё время привело к установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки.

Видео:Традиционная, рыночная и плановая экономикаСкачать

Традиционная, рыночная и плановая экономика

Командная экономика

Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить.

Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране.

От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка.

Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство.

Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

https://www.youtube.com/watch?v=xz2YqZ1HVdo

Замечание 1

Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить.

Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм.

Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг.

Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет.

Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные.

Преимущества и недостатки экономической системы

Преимуществами командной экономики являются:

  1. минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

  2. возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

  3. отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;

  4. возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

  1. отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

  2. необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

  3. субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

  4. отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Пример 1

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.

Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Основные идеи командной экономики

  1. Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования.

    План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы.

    На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.

  2. Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.

  3. Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).

  4. Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам).

    Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение.

    Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.

Противоречия командной экономики:

  1. Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.

  2. Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.

  3. Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.

  4. Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.

  5. Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.

  6. Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.

Видео:1.7 Три вопроса экономики и типы экономических системСкачать

1.7 Три вопроса экономики и типы экономических систем

1. Сущность административно-командной экономической системы

Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки

министерство образования и науки украины

национальный технический университет «харьковский политехничексий институт»

Кафедра общей экономической теории

Политическая экономия

Курсовая работа

на тему «Административно-командная экономическая система»

Харьков 2006

Введение

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Теория плановой экономики

1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.

1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ

2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики

2.2. Преимущества плановой экономики

2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

3.1. Необходимость и теории перехода к рынку

3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы

3.3. Трансформационная экономическая система Украины.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Структура собственности при плановой экономике .

Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой

Введение

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента.

Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.

В свою очередь, это повлекло за собой быстрое распространение социалистической идеологии, частью которой и была идея плановой экономики.

После победы октябрьской революции в России, новообразованное государство Союз Советских Социалистических Республик стало основным экспортёром, как социалистической идеологии, так и принципов командной экономической системы.

Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, но и в аспекте нынешней ситуации в Украине.

Ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы.

Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной, сложившейся в Украине в период после получения независимости.

Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных постсоциалистических стран, наработки их учёных и исследователей.

К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:

– систематизированный анализ теории плановой системы экономики;

– её действие на практике в нашей стране и странах мира;

– сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;

– доказательство неэффективности плановой экономики на практике;

– исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;

– исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

1.1. Теория плановой экономики

Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений .

Цель существования плановой системы экономики.

Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования .

Роль государства в экономике планового типа.

Как известно, государство – это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества.

В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы.

Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства .

Планомерность как особенность командной экономики.

Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями.

Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности.

Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы .

Сущность распределения в командной экономике.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей .

Собственность и её роль в плановой экономической системе.

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах.

К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная.

Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.

Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места.

Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством.

На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, – он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить .

Социально-экономическая эффективность.

Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью эффективное удовлетворение его потребностей. Наиболее важным критерием эффективности плановой экономики провозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов.

При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально-экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства , одержалпобеду в Великой Отечественной войне,первый реализовал программу освоениякосмоса, создал армию, способнуюпротивостоять военной машине СоединенныхШтатов.

Однако всё это делалось за счетдругих отраслей — легкой промышленностии сельского хозяйства, откуда забиралисьсредства для развития тяжелойпромышленности и ВПК.

Другимпреимуществом командно-административнойсистемы является то, что в ней взначительной степени снижены или вообщеотсутствуют некоторые виды транзакционныхиздержек (при этом, однако, в плановойэкономике появляется новый видтранзакционных издержек — издержкисоставления и согласования междуинстанциями различного уровня плановыхзаданий; об этих издержках речь пойдетпри рассмотрении недостатков иерархическойсистемы).Так, при централизованной экономикеотсутствуют издержкипоиска информации,поскольку производители прикрепленык магазинам и поставщикам ресурсовдирективным способом, а конечнымпотребителям благ не приходится прилагатьусилия по поиску наилучших условийкупли-продажи, так как каждый вид товарапроизводится одним производителем иего цена и качество везде одинаковы (вовремена СССР цена указывалась прямо наизделии). Директивный способ прикрепленияпроизводителей к магазинам позволялцентрализованной организации торговлибыть «самой экономичной в мире», таккак она не предполагала существованиясотен тысяч торговых организаций, каждаяиз которых обладала бы «своимибухгалтерами, органами снабжения исбыта, подсобниками, хранилищами,расчетными счетами в банках…». Идеальнаямодель командно-административнойсистемы предполагает также, что в нейпрактически отсутствуют издержкизаключения хозяйственного договора,поскольку, поставщики ресурсов,производители благ и магазины прикрепленыдруг к другу директивным способом.Однако в этот вид издержек входят такжеиздержки непосредственного приобретениятоваров конечными потребителями.

Прииерархической системе значительноснижены издержкиизмерения(издержки, связанные с оценкой потребителемсвойств товаров), поскольку, каждый видтовара производится одним производителем,а потому покупателю не нужно тратитьвремя на измерение и сопоставлениесвойств товаров различных фирм и выбордля себя наиболее предпочтительногопроизводителя.

Приплановой экономике отсутствуют такжеиздержки,связанные с нарушением условий контрактаи контролем за его исполнением:никто не может нарушать плановое задание.

Помимотранзакционных издержек, прикомандно-административной системеотсутствуют и некоторые видыпроизводственных издержек. В первуюочередь, это издержки, связанные сзатратами на рекламу и маркетинговыеисследования.

К тому же при иерархическойсистеме насчитывается гораздо меньшепрофессий, которые не связанынепосредственно с производствомматериальных благ и оказанием услугконечным потребителям.

Ещё однимпреимуществом командно-административнойсистемы является то, что она позволяетв значительной степени устранитьциклические колебания, способнаобеспечить полную трудовую занятостьи, что очень важно, сгладить неравенствав распределении доходов.

Кдостоинствам командно-административнойсистемы можно отнести также и то, чтоплановый выпуск продукции в значительнойстепени фильтрует ассортимент производимыхтоваров и услуг, исключая из него тетовары и услуги, которые пагубновоздействуют на физическое и нравственноесостояние общества, но пользуютсяспросом при рыночной экономике.

Помимовышеперечисленных достоинствкомандно-административная системаобладает и рядом серьёзных недостатков,из-за которых, считают многие, сама мысльо построении социалистическогогосударства носит утопический характер.Итак, рассмотрим эти недостатки.

Недостаткикомандно-административной системы

Вкачестве главного недостаткакомандно-административной системывыделяют невозможность плановых заданийобъективно отражать потребности обществав тех или иных товарах. Ведь для того,чтобы определить, сколько единиц каждогопродукта нужно обществу, Центр долженобладать информацией о потребностяхлюдей, их вкусах и предпочтениях.

В рыночной экономике эта информациянаходит своё отражение через механизмколебания цен (изменение относительныхцен и предельных норм замещения являютсятем ориентиром, который подсказываетпроизводителям, что производить, апотребителям — что покупать), при плановойэкономике такой механизм отсутствует,а значит, считают многие, плановаяэкономика в принципе не может точноопределить, сколько каких товаровнеобходимо обществу. Существует однакомнение, что прогресс в областивычислительных технологий позволитликвидировать ограниченность сбора иобработки информации планирующиморганом, а потому «с развитиеминформационной техники можно будетсмоделировать весь процесс производстваи потребления для всего человечествав целом». Но противники этого мненияприводят следующий аргумент:хозяйственная жизнь характеризуетсянеопределённостью, а потому даже самаямощная вычислительная техника не сможетс абсолютной точностью спланироватьнеобходимый объем и ассортимент выпускапродукции, поскольку предусмотреть всеизменения в хозяйственной жизни непредставляется возможным.

Вкачестве недостатка командно-административнойсистемы многие выделяют также и то, чтоЦентр, «стремясь расписать номенклатурувыпускаемой продукции в натуральномвыражении вплоть “до гвоздя”, долженсодержать огромный бюрократическийаппарат, поглощающий значительныетрудовые и материальные ресурсы».Назвать точно размер бюрократическогоаппарата при СССР невозможно, посколькусписки номенклатуры являлись секретнымии о ней официально ничего не сообщалось.

Кнедостаткам командно-административнойсистемы можно отнести и то, что упроизводителей отсутствуют стимулыповышать качество товаров массовогопотребления и внедрять более эффективныепроизводственные технологии. Причинатому — отсутствие конкуренции. Ведь приотсутствии альтернативы покупателямне остаётся ничего иного, как покупатьтовары единственного производителя.

Ктому же мягкие бюджетные ограничения позволяют предприятию функционироватьнеэффективно, так как оно в принципе неможет обанкротиться.

Конечно, в идеальноймодели командно-административнойсистеме само государство (а не конкуренция,как при рыночной экономике) должноконтролировать эффективностьфункционирования предприятий и стремитьсяповышать качество выпускаемых товаров,однако во времена СССР это получалосьне всегда.

Вчисле важных недостатков социалистическойсистемы выделяют также отсутствиевысоких стимулов к труду, так как приней отсутствует мотив личной выгоды.

Так, доход производителя в этойэкономической системе прямо не зависитот того, сколько и какой продукции онпроизвел — он фиксирован и определяетсяисключительно занимаемой должностью.

Многие считают, что сама природачеловеческой натуры такова, что приколлективном ведении хозяйства онникогда не будет трудиться такжедобросовестно, как если бы работал насебя, причём это свойство человеческойнатуры невозможно ничем искоренить.

Конечно, централизованное государствообладает некоторыми инструментами, спомощью которых оно может побудитьлюдей работать с большей производительностью- это может быть угроза наказанием иливнушение энтузиазма, основанного навере в светлое будущее (в СоветскомСоюзе использовались оба эти способа).

Многие авторы критикуют социализм такжеза концепцию определения доли каждогоучастника производственного процессана основе трудовых затрат. Они аргументируютэто тем, что существует различноекачество работы, разная производительностьтруда и, что самое главное, множествоего разновидностей (от высокоинтеллектуального- до чисто физического), а потому объективнооценить его стоимость достаточно сложно.

Активнойкритике социалистическая системаподвергается и за то, что она способствуетконцентрации большой власти в рукаходного человека (группы лиц), что можетпривести к установлению в странетоталитарного режима и проведениюгосударством агрессивной внешнейполитики.

Действительно, эпоха«сталинизма», к примеру, сопровождаласьмассовыми репрессиями, а что касаетсяагрессивной внешней политики, то здесьв качестве примера можно привестинападение СССР на Финляндию (1939), вводвойск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968),Афганистан (1979).

К недостаткамкомандно-административной системыотносят также и большие размеры теневогосектора.

Так, уже к началу 70-х годов 3-4%ВВП СССР производилось в теневом секторе,а в период с начала 60-х по конец 80-х всреднем масштабы теневого сектораувеличились в 30 раз (в строительстве -в 60 раз, в сфере транспорта и связи — в40 раз, в сельском хозяйстве и промышленности- в 30 раз). Однако нужно отметить, чтопосле развала СССР размеры теневогосектора не уменьшились.

💡 Видео

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс: Типы экономических системСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс: Типы экономических систем

Что не так с советской экономикой ?Скачать

Что не так с советской экономикой ?

Экономическая система. Видеоурок по обществознанию 8 классСкачать

Экономическая система. Видеоурок по обществознанию 8 класс

Послевоенное восстановление и укрепление административно-командной системы в СССРСкачать

Послевоенное восстановление и укрепление административно-командной системы в СССР

Типы экономических систем | ОбществознаниеСкачать

Типы экономических систем | Обществознание

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

СССР в 1945-1953 гг. Восстановление экономики и политическое развитие. Видеоурок по истории РоссииСкачать

СССР в 1945-1953 гг. Восстановление экономики и политическое развитие. Видеоурок по истории России

История России. Лекция 22. Реформы Петра Первого | History LabСкачать

История России. Лекция 22. Реформы Петра Первого | History Lab

Дмитрий Евстафьев: большая европейская войнаСкачать

Дмитрий Евстафьев: большая европейская война

Экономические системы | Обществознание ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Экономические системы | Обществознание ЕГЭ 2023 | Умскул

Смешанный тип экономикиСкачать

Смешанный тип экономики

Рыночная и плановая экономика | Макроэкономика (часть 5)Скачать

Рыночная и плановая экономика  | Макроэкономика (часть 5)

Экономика 10 класс (Урок№5 - Экономические системы.)Скачать

Экономика 10 класс (Урок№5 - Экономические системы.)

Грамотный расклад: Командная экономика — Елизавета @ohmysoc ЕГЭ ОбществознаниеСкачать

Грамотный расклад: Командная экономика — Елизавета @ohmysoc ЕГЭ Обществознание

История России. ХХ век. Лекция 27. Оттепель. Реформы Хрущева | History LabСкачать

История России. ХХ век. Лекция 27. Оттепель. Реформы Хрущева | History Lab

4.3.4 Типы экономических систем КоманднаяСкачать

4.3.4  Типы экономических систем  Командная

Рыночная и административно-командная экономикиСкачать

Рыночная и административно-командная экономики
Поделиться или сохранить к себе: