Функции финансов РФ

Регулирующая функция финансов. Самое полное описание!

Регулирующая функция финансов

Финансы – это экономические отношения, которые возникают в момент создания и пользования денежными фондами, которые направлены на государственные нужды и гарантирование условий для развития производственных мощностей. Считается, что финансы возникли при наличии регулярного обмена товаров на деньги и необходимости у государства в дополнительных финансовых вливаниях.

Как такового, единственно верного определения, которое отражено в нормативной документации, не существует, но те, что изучают финансисты, имеют общую черту: финансы связывают с формированием, распространением и эксплуатация денежных средств и цель их наличествования – служить нуждам государства.

Финансы

История

В полной мере финансы, как средство влияния на экономику, развитые страны стали использовать  в двадцатом веке, после Великой депрессии. Идеология, теория и практика регулирующей функции финансов государственных была сформулирована в том же временном периоде в Англии, экономистом Дж.Кейнси, который является основоположником кейнсианской теории.

Структура финансов

Согласно информации с различных источников, у финансов выделяют шесть функций – обеспечивающая, стимулирующая, контрольная, распределительная, фискальная и регулирующая. Последняя отражает саму суть финансов как таковых.

Регулирующая функция

Регулирующая функция

Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

  • налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;
  • госрасходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;
  • принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих;
  • регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики.

Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через госзакупки, госкредит, смену системы налогообложения.

Методы влияния государства на финансы

Методы влияния государства на финансы

Государство в настоящий момент, повышая объемы госвложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

  1. Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
  2. Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.
  3. Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации.

В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства.

Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например политики стимулирования или сдерживания.

https://www.youtube.com/watch?v=v5CDLcRwOs0

государственное регулирование экономики

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.
Данная функция оправдана тем, что:

  • государству принадлежат и оно сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;
  • оно проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;
  • существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль, например социальная, образовательная, оборона.

Регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита.

Регулирующая функция финансов

Финансы РФ

Wise 23 мая 2015 14:45

Финансы РФ – один из главных экономических рычагов в рыночных отношениях государства. Финансы РФ можно представить, как совокупность экономических отношений, которые возникают в период создания, распределения, а также применения капитала, необходимого государству для реализации основных функций и задач.

Финансы РФ – это не деньги в прямом понимании, а взаимоотношение людей, работающих с целью образования, перераспределения и применения денежных средств во благо страны. Финансы РФ являются мощным инструментом, предназначенным для распределения национальной прибыли и валового продукта государства, а также стимулирования экономики страны в целом.

Сущность финансов РФ

Финансовое право в стране охватывает весьма широкий круг различных общественных отношений. Все это обусловлено тем, что государство использует финансы в качестве мощного рычага для осуществления экономической деятельности. Понятие «финансы» часто приравнивают к обычным «деньгам». Но по своей сути это лишь слова-синонимы.

К отличительным особенностям финансов РФ можно отнести:

1. Наличие взаимоотношений между различными субъектами. При этом денежные средства выступают в качестве материальной основы для дальнейшей деятельности, а также функционирования финансов РФ. Там где нет денег, как таковых, не может быть и самих финансов.

2. Субъекты взаимодействия могут иметь различные права при организации этих отношений. При этом государство, как основной орган, берет на себя особые полномочия.

3. Своевременное пополнение бюджета может быть обеспечено только благодаря сборам, налоговым и прочим платежам принудительного характера. Этого можно достичь только посредством создания мощного и главное – работоспособного финансового аппарата.

Указанные выше признаки позволяют определить финансы РФ, как отдельное звено в совокупности денежных взаимоотношений. К примеру, обычные финансовые взаимоотношения между людьми, потребителем и продавцом (даже в случае применения денег) нельзя назвать финансами.

Сущность финансов РФ можно рассматривать в двух основных аспектах:

1. В экономическом. То есть финансы РФ – это взаимоотношения в экономике, которые имеют непосредственную связь с процессами формирования, распределения и применения капитала. Основная цель при этом – решение функций и задач государства.

2. В денежном. Здесь финансы РФ представляют собой совокупность различных фондов, которые государство объединяет под общее управление для решения собственных задач.

Финансы РФ выражают денежное взаимоотношение между:

— различными компаниями в процессе покупки материальных ценностей, услуги или товаров;- компаниями и вышестоящими структурами в процессе формирования централизованного капитала и его перераспределения;- компаниями и страной при выплате налогов в бюджет, а также при осуществлении финансирования;- гражданами и страной при внесении первыми платежей и налогов;- элементами всей бюджетной системы страны;- обращением денежных средств в различных компаниях и фондах;

— гражданами, компаниями и страховщиками при выплате страховых взносов и покрытии ущерба.

Основной материальный источник финансовых фондов — национальный доход государства, то есть стоимость ВВП минус расходы на инструменты и средства производства. При этом главное условие роста финансов РФ – повышение национального дохода.

Система финансов РФ

Финансовая система Российской Федерации – это сотрудничество (взаимосвязь) всех финансовых институтов, а также государственных структур, осуществляющих работу в финансовой сфере. Все звенья системы финансов РФ формирует одну общую сеть, в основе которой следующие ответвления:

1. Бюджетная система РФ. К ней можно отнести общий бюджет страны и местные бюджетные средства.

2. Целевые фонды (как правило, они внебюджетные). Такие структуры создаются на постоянной основе или на небольшой период времени. По целевой направленности можно выделить две группы внебюджетных фондов – межотраслевого (отраслевого) характера, а также фонды социального назначения. В последнее время все чаще образовываются фонды территориального назначения.

3. Имущественное и личное страхование.

4. Финансы различных отраслей хозяйствования страны, учреждений, фирм, компаний и прочих структур. Это звено финансовой системы РФ является независимым и формирует основную часть бюджетных средств страны.

Налоги, отчисляемые компаниями, формируют единый доход страны, который перераспределяется в дальнейшем на все уровни. К финансам различных хозяйственных структур можно отнести – финансы некоммерческих и коммерческих компаний.

При этом у каждой из групп есть своя специфика работы.

5. Банковский или государственный заем. Государственный кредит – это особая форма финансовых взаимоотношений между двумя сторонами. С одной стороны – юридические (физические) лица, а с другой – государство.

Также в государственную систему включены следующие фонды – банковской системы, региональных (общественных) организаций, страховых компаний, негосударственных, а также прочих юридических лиц.

Финансовый институт страны представляет собой отношения в экономической сфере, которые связаны по различным методам и формам сбора, а также дальнейших трат капитала. При этом основным принципом всей системы является соблюдение единства.

Финансы РФ не должны выходит за пределы государственной финансовой политики, а также текущих правил сборов и налогообложения.

Единство – это одно из основных условий Конституции РФ, которое гарантирует свободу экономического пространства и перемещения капитала.

Функции финансов РФ

По своей денежной составляющей финансы проявляются в нескольких основных функциях:

1. Распределительной функции. Здесь идет речь о полноценном распределении национального дохода страны путем создания различных видов прибыли – первичной и основной. Сумма этих двух видов доходов и формируют общенациональную прибыль. При этом основной доход формируется благодаря основным участникам производства. К таковым можно отнести:

— прибыли различных компаний, работающих в сфере материального производства;

— заработные платы всех граждан страны (фермеров, служащих, рабочих и так далее).

В дальнейшем происходит перераспределение полученной прибыли, в результате чего образуются производственные и вторичные доходы. Основная задача перераспределения средств – создание рыночной экономики, укрепление финансовой структуры РФ, улучшение качества жизни граждан и так далее.

2. Контрольной функции. Такая функция подразумевает осуществление контроля распределения ВВП по различным фондам и деление расходования средств по целевому назначению.

При этом финансовый контроль должен охватывать все сферы деятельности страны (как производственную, так и непроизводственную).

Основная цель – эффективное экономическое стимулирование всех процессов, рациональное расходование природных богатств, сокращение ресурсов непроизводственного характера и так далее.

Одна из главных задач контрольной функции финансов РФ – соблюдение действующего законодательства страны касательно всех финансовых вопросов, полноты и своевременности выполнения обязательств перед банковскими структурами, налоговой службой, а также обязательств компаний по совершению платежей и расчетов.

Реализация контрольной функции осуществляется благодаря эффективной деятельности финансовых органов.

3. Регулирующей функции. Ее суть заключается в деятельности государства, его вмешательство в сферу производства. При этом основные направления, которые интересуют государственные структуры – налоги, государственное кредитование и расходы бюджетных средств. Для регулирования экономики и социальных отношений может применяться бюджетное, государственное или финансовое планирование.

Контроль и учет финансов РФ

Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации. В зависимости от типа субъекта контроль финансов РФ может быть:

1. Внутриведомственным (общегосударственным). Такая задача возлагается на местные органы власти и управленческие структуры. При этом контролируются все объекты, вне зависимости от их подчиненности тому или иному ведомству.

В случае с ведомственным контролем его проводят представители специальных отделов (как правило, контрольно-ревизионных).

Задача данных органов – проверка всех субъектов (учреждений, компаний и прочих организаций, которые входят в ведомство структуры).

2. Внутрихозяйственным. Такая проверка возлагается на финансовые службы компаний или предприятий. Чаще всего работа поручается финансовым отделам организаций, бухгалтериям и прочим отделам. Основная задача – проверка качества ведения финансовой и производственной деятельности организации и всех его структурных отделов.

3. Общественно-финансовым. Здесь основные проверки осуществляются физические лица, которые возложили на свои плечи функции контроля. Вся работы при этом осуществляется на добровольных началах.

4. Независимым. К данной категории можно отнести проверки, которые выполняются специальными службами и отдельными физическими лицами.

https://www.youtube.com/watch?v=NxELk62poio

Основная задача таких организаций – проверка деятельности различных субъектов в экономической сфере. Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.

В свою очередь в структуре ФСРФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля.

Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства.

Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему.

Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.

На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами.

Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере.

Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. Информация направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Министерство финансов РФ и его подразделения в регионах также берут на себя контрольную функцию. В составе аппарата есть КРУ (контрольно-ревизионное управление), а в регионах — главный контроллер-ревизор. Основная задача — контроль деятельности компаний, рациональность использования средств и так далее.

Казначейство Минфина РФ контролирует поступление, а также правильность использования государственных средств.

Кроме этого, к задаче Казначейства относится организация, контроль и выполнение заложенного бюджета страны и внебюджетных фондов.

Также Казначейство собирает и анализирует информацию, показывающую состояние государственного бюджета, передает отчет высшим структурам страны для дальнейшей проверки состояния бюджета.

Государственная налоговая служба подчиняется Президенту РФ. Основная задача структуры – четкое соблюдение законодательства в отношении выплаты налогов, корректности их начисления, а также своевременности передачи средств в государственный бюджет страны.

Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране.

При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности. Должностные лица налоговых инспекций имеют право требовать пояснения, сведения и справки по вопросам, которые возникают в процессе проверок.

Исключения составляет лишь та информация, которая относится к коммерческой тайне.

Если какая-либо структура отказывается передавать информацию о финансовой деятельности (расчеты, балансы, отсчеты, декларации) или прочие документы, которые связаны с уплатой налогов, то налоговая инспекция имеет полномочия блокировать всю финансовую деятельность компании-нарушителя, изымать необходимые бумаги для изучения, применять штрафные и финансовые санкции, а также передавать дела на рассмотрение в судебные инстанции. В суде могут решаться вопросы о признании операций недействительными или же полной ликвидации структуры.

Контроль финансов РФ может различаться по срокам проведения:

1. Предварительный контроль. Его суть заключается в проверке документации и финансовых планов компании, проектов бюджетов и смет еще на этапе создания и рассмотрения. Основная задача – не допустить неправильной траты бюджетных средств и своевременно устраненить погрешности в работе структуры.

2. Текущий контроль. Такой вид проверки производится в процессе выполнения финансовых планов, а также при выполнении хозяйственно-финансовых операций.

Задача – контроль законности и правильности всех расходов и прибыли компании, а также своевременности перечисления средств в бюджет страны.

В случае выявления нарушений ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности (как правило, материальной или административной).

3. Последующий контроль. Это стандартные ревизии организаций на факт корректности и законности всех финансовых операций. Основная цель таких проверок – определение основных недостатков, а также «пробелов» в использовании ресурсов, как финансовых, так и трудовых.

Аудит – экспертиза и проверка финансовой отчетности компании, а также контроль и учет совершаемой ими деятельности.

Основная цель – проверка достоверности отчетов организации, а также всех совершаемых внутри компании операций.

Особенность аудитора в том, что он не является государственным служащим, а представляет собой независимого проверяющего, который прошел соответствующую проверку и получил лицензию.

Аудит может различаться по своим задачам и целям:

— внешний аудит проводится для проверки бухгалтерской отчетности, оценки платежеспособности компании, проведения финансовых экспертиз, а также предоставления рекомендаций по дальнейшему налоговому и финансовому планированию;

— внутренний аудит осуществляется собственными службами компании. Задача – проведение проверок по задаче руководителя структуры. При этом цели могут устанавливаться различные, в зависимости от потребностей руководителя. Как правило, такие проверки должны охватывать все сферы деятельности предприятия.

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра Экономической Теории

https://www.youtube.com/watch?v=3KOknwX3sqI

Курсовая работа

по экономической теории

на тему: Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

Факультет: Бизнеса

Группа: ФБ-62

Выполнила: Шалина М.А.

Проверила: Литвинцева Г.П.

Новосибирск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………………………………………….. 7

1.1. Сущность, признаки и функции финансов………………………………………. 7

1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья…………… 11

1.3. Финансовая политика и ее влияние на экономику………………………….. 16

Выводы к первой главе……………………………………………………………………… 22

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………. 23

2.1. Особенности финансовой системы РФ, ее звенья……………………………. 23

2.2. Государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный Фонд РФ и Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования 25

2.3. Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития………………………………………………………………………………………………………… 36

Выводы ко второй главе……………………………………………………………………. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………. 49

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны.

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, принимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.

Каждый сектор народного хозяйства любой страны пронизан сетью финансовых отношений, и финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной финансовой системы в целом.

Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.

Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. И знание особенностей финансовой системы и ее функционирования необходимо для полноценного ориентирования в экономике любой страны и принятия определенных экономических решений.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.

2. Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.

3. Подробнее разобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мною были выбраны внебюджетные фонды РФ).

4. Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.

5. Подробнее обратиться к анализу одного из звеньев финансовой политики РФ (налоговой политики).

6. Проанализировать статистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системы страны.

https://www.youtube.com/watch?v=IRro_ZU7k6I

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации как совокупность всех входящих в финансы страны звеньев во взаимосвязи.

Предметом исследования являются специфические экономические отношения, возникающие на федеральном уровне в связи с развитием и функционированием финансовой системы государства, а именно внебюджетных фондов РФ, и проведением налоговой политики РФ. Также рассматриваются перспективы развития налоговой политики и финансирования внебюджетных фондов в среднесрочном периоде.

При написании работы были использованы описательно-аналитический, графический, экономико-статистический методы экономической теории, анализ документов.

Теоретической и методической основой послужили федеральные законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, учебники и научные статьи отечественных и зарубежных специалистов в области экономической науки, данные официальных электронных сайтов правительства РФ.

«Финансовая система» выступала и выступает объектом изучения многих зарубежных и российских авторов. Разные аспекты изучения российского теневого сектора были рассмотрены в работах Дж. Ван Хорна, К. Макконнелла, С. Брю, В.В. Королева, В.К. Ломакина, Л.А. Дробозиной, Г.Б. Поляка, С.А. Белозерова, В.В. Ковалева, Д.Г. Черника и многих других.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит четыре раздела, вторая – три, заключения и списка использованных источников, включающего 36 источников. В работе представлены схемы, рисунки и статистические таблицы, часть из которых разработаны автором.

В первой главе такими материалами, созданными в ходе аналитической работы, являются рис. 1.1 (с. 12), рис. 1.2 (с. 16). Во второй главе составлены и проанализированы рис. 2.2 (с. 25), табл. 2.1 (с. 28), рассчитаны темпы прироста различных показателей в табл. 2.2 (с. 26), табл. 2.3 (с. 31), табл. 2.9 (с.

43), пересчитаны из номинальных в реальные цены объемы трансфертов в табл. 2.3 (с. 31) и объемы налоговых поступлений в табл. 2.8 (с. 42).

Кроме того, автором были подведены текущие выводы по первой и второй главам.

1.1. Сущность, признаки и функции финансов

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв.

в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством . Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж.

Боденом, который в 1755 г. Издал работу «Шесть книг о республике» .

Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. Достаточно емко дана в работе С.Витте.

Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства.

Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» .

Иными словами, изначально понятие «финансы» рассматривалось только в связи с формированием и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила отдельное название – «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы.

Характерными признаками публичных финансов являются:

· денежный характер отношений;

· безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

· принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;

· отношение перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в денежной форме .

Развитие крупномасштабного товарного производства повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают движения денежных средств, обособленные от движения товаров (различные формы кредита, распределение и перераспределение стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, что и является собственно сферой финансовых отношений).

Сферой финансовых отношений также является система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения (к примеру, население участвует в формировании централизованных денежных фондов посредством уплаты налогов).

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

1) фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления – централизованные фонды;

2) денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов – децентрализованные;

3) специальные фонды денежных средств, создаваемые из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов (накоплений амортизационных начислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.).

Видео:ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ-семинарСкачать

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ-семинар

Сущность и функции финансов Финансовая система Российской Федерации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НовосибирскийГосударственный Технический Университет

https://www.youtube.com/watch?v=4jddZTTZy0g

КафедраЭкономической Теории

Курсоваяработа

по экономическойтеории

на тему:Сущность и функции финансов. Финансоваясистема Российской Федерации

Факультет:Бизнеса

Группа: ФБ-62

Выполнила:Шалина М.А.

Проверила:Литвинцева Г.П.

Новосибирск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ИФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 7

1.1.Сущность, признаки и функции финансов 7

1.2.Финансовая система: сущность, подсистемы,сферы, звенья 11

1.3.Финансовая политика и ее влияние наэкономику 16

Выводык первой главе 22

2.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23

2.1.Особенности финансовой системы РФ, еезвенья 23

2.2.Государственные внебюджетные фондыРФ: Пенсионный Фонд РФ и Фонд СоциальногоСтрахования, Фонд ОбязательногоМедицинского Страхования 25

2.3.Налоговая политика РФ: налоговая реформа,основные направления развития 36

Выводыко второй главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

ВВЕДЕНИЕ

В последниегоды в связи с переходом к рыночнымотношениям происходят глубокие измененияв экономике России. В значительнойстепени эти изменения обусловленыуточнением, а иногда и сменой приоритетов,стимулов и факторов развития обществаи страны.

В условияхперехода на рыночные отношения роль изначение денежных и финансово-кредитныхрычагов резко возрастают. Развитиеэкономики в немалой степени зависит отрационального построения финансовойсистемы, принимаемой в широком смыслеи не сводящейся лишь к финансамгосударства.

Каждый секторнародного хозяйства любой страныпронизан сетью финансовых отношений,и финансы каждого из них являются лишьэлементом взаимосвязанной финансовойсистемы в целом.

Каждое звено финансовопределенным образом влияет на процессвоспроизводства, имеет свои, присущиеему функции. Так, финансы предприятийобслуживают материальное производство.При их участии создается ВВП, распределяемыйвнутри предприятий и отраслей хозяйства.

Через государственный бюджет мобилизуютсяресурсы в основной централизованныйфонд государства, и происходитперераспределение средств междуотраслями хозяйства, экономическимирегионами, отдельными социальнымигруппами населения.

Внебюджетныеспециальные фонды имеют строго целевоеназначение. Так, крупнейший социальныйПенсионный фонд Российской Федерациимобилизует средства на выплату пенсийгражданам страны.

Таким образом,каждое звено финансовой системыпредставляет собой определенную сферуфинансовых отношений, в процессе которыхобразуются и используются фонды денежныхсредств. И знание особенностей финансовойсистемы и ее функционирования необходимодля полноценного ориентирования вэкономике любой страны и принятияопределенных экономических решений.

Целью даннойкурсовой работы является комплексноеисследование сущности и функции финансовв целом, а также исследование финансовойсистема России, принципов формированияи функционирования отдельных ее звеньев.

Исходяиз поставленной цели, определеныследующие задачи:

  1. Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.

  2. Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.

  3. Подробнее разобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мною были выбраны внебюджетные фонды РФ).

  4. Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.

  5. Подробнее обратиться к анализу одного из звеньев финансовой политики РФ (налоговой политики).

  6. Проанализировать статистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системы страны.

Объектомисследования является финансоваясистема Российской Федерации каксовокупность всех входящих в финансыстраны звеньев во взаимосвязи.

Предметомисследованияявляютсяспецифические экономические отношения,возникающие на федеральном уровне всвязи с развитием и функционированиемфинансовой системы государства, а именновнебюджетных фондов РФ, и проведениемналоговой политики РФ. Также рассматриваютсяперспективы развития налоговой политикии финансирования внебюджетных фондовв среднесрочном периоде.

При написанииработы были использованыописательно-аналитический, графический,экономико-статистический методыэкономической теории, анализ документов.

https://www.youtube.com/watch?v=riIRGp735a8

Теоретическойи методической основой послужилифедеральные законы РФ, постановленияправительства РФ, Министерства финансов,учебники и научные статьи отечественныхи зарубежных специалистов в областиэкономической науки, данные официальныхэлектронных сайтов правительства РФ.

«Финансоваясистема» выступала и выступает объектомизучения многих зарубежных и российскихавторов. Разные аспекты изученияроссийского теневого сектора былирассмотрены в работах Дж. Ван Хорна, К.Макконнелла, С. Брю, В.В. Королева, В.К.Ломакина, Л.А. Дробозиной, Г.Б. Поляка,С.А. Белозерова, В.В. Ковалева, Д.Г. Черникаи многих других.

Структурноработа состоит из введения, двух глав,первая из которых содержит четырераздела, вторая – три, заключения исписка использованных источников,включающего 36 источников. В работепредставлены схемы, рисунки и статистическиетаблицы, часть из которых разработаныавтором.

В первой главе такими материалами,созданными в ходе аналитической работы,являются рис. 1.1 (с. 12), рис. 1.2 (с. 16). Вовторой главе составлены и проанализированырис. 2.2 (с. 25), табл. 2.1 (с. 28), рассчитанытемпы прироста различных показателейв табл. 2.2 (с. 26), табл. 2.3 (с. 31), табл. 2.9 (с.

43), пересчитаны из номинальных в реальныецены объемы трансфертов в табл. 2.3 (с.31) и объемы налоговых поступлений втабл. 2.8 (с. 42).

Кроме того,автором были подведены текущие выводыпо первой и второй главам.

1.1.Сущность, признаки и функции финансов

По вопросупроисхождения термина «финансы»существуют разные точки зрения. Одниавторы утверждают, что этот терминвозник в XIII– XVвв.

в торговых городах Италии и сталупотребляться как понятие, связанноес системой денежных отношений междунаселением и государством . Другиеавторы утверждают, что это понятие быловведено в обиход французским ученымЖ.

Боденом, который в 1755 г. Издал работу«Шесть книг о республике» .

Трансформациявзглядов на экономическую категориюфинансов с конца XVIIдо конца XXв. Достаточно емко дана в работе С.Витте.

Он пишет: «…с конца XVIIвека… под словом «финансы»… сталипонимать всю совокупность государственногоимущества и вообще состояние всегогосударственного хозяйства.

Таким образом, точнее науку о финансахможно определить как науку о способахнаилучшего удовлетворения материальныхпотребностей государства» .

Иными словами,изначально понятие «финансы»рассматривалось только в связи сформированием и использованием денежныхфондов для удовлетворения государственныхнужд. Позднее эта экономическая категорияполучила отдельное название – «публичныефинансы», которые в настоящее времявключают в себя государственные иместные финансы.

Характернымипризнаками публичных финансов являются:

  • денежный характер отношений;

  • безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

  • принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;

  • отношение перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в денежной форме .

Развитиекрупномасштабного товарного производстваповлекло за собой совершенствованиеметодов, способов мобилизации,использования, распределения денежныхсредств между различными участникамивоспроизводственного процесса.

Особуюзначимость в этом распределительномпроцессе приобретают движения денежныхсредств, обособленные от движениятоваров (различные формы кредита,распределение и перераспределениестоимости совокупного общественногопродукта между различными субъектами,что и является собственно сферойфинансовых отношений).

Сферойфинансовых отношений также являетсясистема денежных отношений, связанныхс формированием и использованием доходови расходов населения (к примеру, населениеучаствует в формировании централизованныхденежных фондов посредством уплатыналогов).

Отличительнымпризнаком финансовых отношений являетсяи то, что процесс перераспределениясовокупного общественного продуктасопровождается созданием различныхфондов денежных средств, имеющих целевоеназначение.

  1. фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления – централизованные фонды;

  2. денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов – децентрализованные;

  3. специальные фонды денежных средств, создаваемые из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов (накоплений амортизационных начислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.).

Стоит отметить,что формирование указанных фондов носитстрого регламентированный характер,что является еще одним отличительнымпризнаком финансовых отношений .

Таким образом,финансыкак экономическая категория представляютсобой систему распределительных денежныхотношений, возникающих в процессеформирования и использования фондовденежных средств у субъектов, участвующихв создании совокупного общественногопродукта.

https://www.youtube.com/watch?v=4vTBuHEmtt4

Характернымипризнаками финансов являются:

  • распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

  • как правило, односторонний характер движения денежных средств;

  • создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовыеотношения многообразны.

Они связаны сденежнымиотношениями,которые возникают: между хозяйствующимисубъектами в процессе реализациипродукции, оказания услуг, приобретениятоварно-материальных ценностей; междухозяйствующими субъектами и вышестоящимиорганизациями при создании совместныхфондов денежных средств и их использовании;между хозяйствующими субъектами игосударством, органами местногосамоуправления при формировании бюджетови внебюджетных фондов; внутри хозяйствующихсубъектов при формировании и использованиицелевых фондов денежных средств; междуотдельными бюджетными, внебюджетнымифондами; между гражданами и государством,органами местного самоуправления приформировании бюджетов и внебюджетныхфондов.

🎬 Видео 📸

Виды и функции денег | Деньги и денежные средства | МакроэкономикаСкачать

Виды и функции денег | Деньги и денежные средства | Макроэкономика

Сущность и функции финансовСкачать

Сущность и функции финансов

Понятие, методы и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образованийСкачать

Понятие, методы и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Государственный бюджет - просто о сложномСкачать

Государственный бюджет - просто о сложном

Понятие и состав финансовой системы РФ (#15)Скачать

Понятие и состав финансовой системы РФ (#15)

Сущность и функции государственных и муниципальных финансовСкачать

Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 6 минут | Контроль личных финансовСкачать

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 6 минут | Контроль личных финансов

Экономика 11 класс (Урок№10 - Государственный бюджет.)Скачать

Экономика 11 класс (Урок№10 - Государственный бюджет.)

Основы финансов организации | Тимофей ГоловинСкачать

Основы финансов организации | Тимофей Головин

Финансы и финансовая система государства (#01)Скачать

Финансы и финансовая система государства (#01)

9.5 Функции денегСкачать

9.5 Функции денег

Бюджетная система Российской ФедерацииСкачать

Бюджетная система Российской Федерации

Финансовые институты. Банковская система | Подготовка к ЕГЭ по ОбществознаниюСкачать

Финансовые институты. Банковская система | Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию

Государственные и муниципальные финансыСкачать

Государственные и муниципальные финансы

Ивонина Е Н ФДОиК урок 1 Сущность и функции денег и финансовСкачать

Ивонина  Е Н   ФДОиК урок 1 Сущность и функции денег и финансов

Звенья финансовой системы РФ (#06)Скачать

Звенья финансовой системы РФ (#06)
Поделиться или сохранить к себе: