Этапы экономической теории (видео)

Возникновение и развитие экономической теории (3)

Этапы экономической теории

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

Возникновениеи развитие экономической теории

Введение

1.Понятие и сущность экономической науки

2.Возникновение экономической теории

3.Этапы развития экономической теории

4.Научные школы экономической теории

Заключение

Списоклитературы

Введение

С древнейшихвремен люди пытались найти законы, покоторым развивается экономика, найтии определить от чего зависят экономическиепонятия.

Но чаще всего в результате этойдеятельности формулировались субъективныепринципы развития еще далеких отсовершенства экономических систем,верные только для определенного времени.

С накоплением опыта появляются иэкономические теории, все более полезныес практической точки зрения.

Сложностьэкономических явлений потребоваларазвития экономической науки до уровня,на котором она могла бы понимать иобъяснять эти явления, давать ответына поставленные самой жизнью вопросы.

Таким образом,современная экономическая наука — эторезультат наслоений разных историческихэпох, каждая из которых привносила своинаблюдения, предлагала свои темы,формулировала свои понятия и теории.

С выделениемэкономики в отдельную отрасль знаниясо своими учебниками, кафедрами,журналами, исследовательскими центрамии научными обществами, иными словами,по мере профессионализации иинституционализации этого видадеятельности в дело вступает еще одинважный фактор развития экономическоймысли — фактор научного сообщества.

Экономическаятеория особенно необходима тем. ктопринимает экономические решения, проводяэкономическую политику на микро-уровне- уровне отдельного предприятия или намакроуровне — уровне всего народногохозяйства. При этом она помогает приниматьправильные решения не только с точкизрения интересов отдельного человека,но и всей экономики в целом, интересовбольшинства людей.

1. Понятие и сущность экономическойнауки

Экономикакак хозяйство является общим объектомисследования со стороны различныхэкономических наук. Термин – экономика,имеет два значения:

Во-первых,так называют способ организациидеятельности людей, направленной насоздание благ, необходимых им дляпотребления. Синонимом этого значенияявляется понятие — хозяйство.

Во-вторых,экономика обозначает науку, котораяисследует, как люди используют имеющиесяограниченные ресурсы для удовлетворениясвоих неограниченных потребностей вжизненных благах.

“Самоназвание этой науки было дано великимученым Древней Греции Аристотелем путемсоединения двух слов: “эйкос” — хозяйство(дои) и“омос”— закон, так что экономика в буквальномпереводе с древнегреческого означает- законы хозяйства.1”

“Такчто в буквальном переводе «ойкономия»означает «наукао доме» или“искусствоуправления домом“.2”

Посколькуэкономическая наука изучает поведениелюдей, то она относится к категорииобщественных (социальных) наук, так жекак история или философия, хотя применяемыев ней методы исследования предполагаютболее широкое использование математикии разнообразных графиков.

В экономическойжизни есть три главных участника: семьи,фирмы и государство. Они взаимодействуютмежду собой, координируя свою деятельностькак непосредственно, так и через рынкифакторов производства (т.е. ресурсов, спомощью которых можно организоватьпроизводство благ) и потребительскихтоваров (благ, которые непосредственнопотребляются людьми). Принято различать:

-экономикусемьи (т.е. экономические процессы, связанные схозяйством, которое ведет одинокийчеловек или группа близких людей, живущихвместе);

-экономикуфирмы (т.е.экономические процессы, связанные сдеятельностью организации, производящихблага для продажи);

— экономик урегиона (т.е.экономические процессы. связанные сдеятельностью фирм, расположенных вопределенном регионе страны, и людей,которые там живут);

-экономикурынков факторов производства, товарови услуг (т. е.экономические процессы. связанные скуплей-продажей благ, непосредственнопотребляемых людьми или используемыхдля организации деятельности фирм);

-общеэкономическиепроцессы (т.е.процессы. которые влияют не только наэкономику семьи, фирмы, региона илиопределенного рынка, но и на всюэкономическую жизнь страны в целом).

Первые четырераздела экономической науки обычноназывают общим термином — микроэкономика,тогда как изучение общеэкономическихпроцессов — забота макроэкономики.

https://www.youtube.com/watch?v=E2pegt8Kjgk

По существу,экономическая наука предстает каксовокупность наук, изучающих какэкономику в целом, так и ее отдельные исоставные части.

Любую наукуформируют две составляющие: теория ипрактика, которые взаимно обусловливаютдруг друга — теория без практики мертва,практика без теории слепа. Теория кактаковая представляет систему знаний,дающую целостное представление окаком-то объекте или явлении.

“Экономическаятеория -это система знаний об экономике какхозяйстве. Эти знания научные, так какони облечены в определенные идеи,положения, формулы, категории и понятия.3”

Общаяэкономическая теория является фундаментомконкретных экономических теорий. Вследующих параграфах, будет изучатьсявозникновение и развитие экономическойтеории.

2. Возникновение экономической теории

Первоначальнои на протяжении многих столетийэкономическая мысль была частьюморально-философских представленийтрадиционного общества: она складываласьпод влиянием религиозных пророков,древних философов, а позже — средневековыхбогословов, пытавшихся совместитьценности такого общества с неуклоннымразвитием в его недрах товарно-денежногообмена.

“Как наукаэкономическая теория возникла в 16 — 17веках. Этопериод становления капитализма,зарождения мануфактуры, углубленияобщественного разделения труда,расширения внутренних и внешних рынков.4”

Мощнымимпульсом к развитию экономическихзнаний стала международная торговля.В 16 — 17 веках её проблемы пробудиливнимание общественности многих странк вопросам экономической политики. Этопривело к формированию общественногосамосознания вокруг национально-государственныхэкономических интересов.

“В спорахоб экономической политике ковалисьбазовые экономические понятия и рождалосьпонимание того, что в экономике, как ив естественной природе, действуютобъективные законы, без познания и учетакоторых никакой политик не можетрассчитывать на успех своих начинаний.5”

К началу 18века отрывочные знания о взаимосвязяхи закономерностях в экономическихпроцессах стали складываться в первыетеоретические системы.

Пионерами новойнауки — политической экономии — выступилиавтор первого развернутого теоретическоготрактата ирландец Ричард Кантильон,лидер первой научной школы «экономистов»(физиократов) француз Франсуа Кенэ и,наконец, шотландец Адам Смит — первыйклассик экономической науки, мыслитель,благодаря которому политическая экономиязаняла достойное место в системе наук.

В следующихпараграфах будет рассматриватьсястановление и основные идеи экономическойтеории.

3. Этапы развития экономической теории

Выделяютсянесколько этапов экономической теории:

На первомэтапе решаласьпроблема формирования экономики какнауки. К нему относятся учения Древнегомира и Средневековья вплоть довозникновения в экономической мысликлассической школы (середина 16 века). Вэтот период ученые пытались систематизироватьэкономические взгляды и воззрения,определить границы экономической науки.

На второмэтапе ученыезанимались разработкой проблемтерминологии и формирования системыэкономических категорий (16 — середина19 века). Сюда относятся разработкимеркантилистов, физиократов, представителейклассической школы, марксистов.

“В течениеданного периода экономическая наукавыделяется в самостоятельную дисциплинуи ученые приступают к разработке еекатегориального аппарата.6”

По мерестановления рыночной экономикиформируется и система экономическихкатегорий, раскрывается их сущность исодержание, определяются функцииэкономической науки, подвергаетсяэволюции её предмет, который становитсясистемообразующим элементом всейсистемы категорий, обогащается методологияисследования социально-экономическихявлений, формируются теоретическиеподходы к основным направлениям внешнейи внутренней политики.

К этомупериоду относятся учения Т. Мэна, У.Петти, П. Буагильбера, Ф. Кенэ, А. Смита,Д. Рикардо, Ж-Сэя, С. Сисмонди и др., включаяразработки К. Маркса и Ф. Энгельса.

На третьемэтапе начинаютсяисследования проблем развития ифункционирования всей экономическойсистемы, механизма ее регулирования. Кэтому периоду (середина 19 — начало 20века) относятся разработки неоклассическогонаправления (австрийская, кембриджская,математическая школы), американской,социальной, социально-историческойправовой школ, институционализма.

https://www.youtube.com/watch?v=4hegSrNftfU

На этом этапеопределяется функциональная рольэкономики. Теоретический анализсоциально-экономических явленийобогащается по мере выделения иисследования субъективных, психологических,социальных, правовых, технологическихи экологических аспектов в трактовкахэкономических категорий.

Видоизменяетсяи методология, расширяется предметисследования экономической теории,выделяется микроэкономика, активноформируются функциональные и отраслевыедисциплины, в экономической политикеотстаиваются идеи экономическоголиберализма, внедряются идеи социальногоконтроля общества над экономикой.

«На четвертомэтапе решаютсяпроблемы управляемости экономическойсистемы: ее функционирования, регулирования,формирования инфраструктуры иинституционального оформления.7»

В течениеданного периода (начало 20 века исовременность) ученые разрабатываютразличные модели функционированияэкономических систем, приступают кпоиску вариантов оптимального сочетаниярыночных и государственных методоврегулирования экономики, практическойотработке инструментов стабилизирующихсоциально-экономические процессы,исследуют проблемы функционированиямировой экономики как системы рынков,ресурсов, товаров, капитала, валют,процессы интернационализации производстваи капитала, трансформации, интеграцииэкономических систем и их воздействияна национальные экономики, модифицирующееих функционирование.

Современныеведущие направления экономическойтеории — кейнсианство (включая нео- ипосткейнсиантство), неоклассическое(неоконсервативное) и социально-институциональное.

Итак,экономическая теория как наука начинаетсяс того момента, когда она стала выступатьв качестве системы знаний о развитииэкономики, общества со своими законамии закономерностями, принципами иметодами.

Основные этапы развития экономической теории. Развитие экономической теории в России. Современные направления и теории

Этапы экономической теории

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.


Второй этап — эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо.

Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо.

Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.

Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

Развитие экономической теории в России

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов.Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.

Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

Современные направления и теории

  • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
  • Кейнсианство.Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

Основные идеи кейнсианства:

  • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
  • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
  • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

  • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
  • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
  • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

  • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
  • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

Институционализм.Предмет изучения данного направления — институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

Этапы развития экономической теории

Этапы экономической теории

Некоторые сведения по истории экономической науки включены в объяснение теории. Здесь изложено в целом становление экономической науки.

  • Экономика основа общества;
  • обеспечивает его ресурсами;
  • определяет образ его жизни.

Она детерминирует все остальные сферы общественной жизни и судьбу каждого человека. Это называют законом примат экономики, или экономический детерминизм.

Адаптация к природе животных и людей зависит от ее постижения. Даже звери при адаптации к природе потребляют выборочно те или иные виды растений и т. п. Предки людей (гоминиды) поступали так же.

Знание экономики возникло вместе с обществом. Со временем оно росло. Люди все более изучают ее сознательно.
 

Ступени познания экономики

Опыт первая форма знания экономики. Он возник вместе с обществом посредством подражания и научения старшими поколениями. Он лежит в основе обыденной жизни людей. И сегодня каждый человек имеет экономический опыт. Даже безграмотные люди имеют его. Они живут потому, что обладают опытом, перенятым от других. Кто живет только опытом, тот беден.

https://www.youtube.com/watch?v=b2VRrcQOMko

Доктрины вторая ступень познания экономики. Она возникла 2500 лет назад, когда была написана первая книга по экономике. Ее автор Ксенофонт. Тогда возник и данный термин экономика. Его смысл домохозяйство, или законы хозяйствования.

В последующие 2 тыс. лет было много одиночных мыслителей, которые писали об экономике. В Древней Греции философы Платон и Аристотель, в Древнем Риме практики и политики, в Европе духовенство (теологи).

Экономические школы третья ступень познания экономики (с XIV века). Экономическими школами называют множество людей, которые одинаково объясняют экономику. Они не знают друг друга, живут в разных странах и в разное время, но понимают экономику одинаково.

В то время началось становление общеэкономической науки, и возник специальный термин для ее названия «политическая экономия». В 1615 г. А. Монкретьен написал книгу «Политическая экономия».

До ХХ века это словосочетание использовали для названия общеэкономической науки.

Исторический ряд основных экономических школ с кратким пояснением их специфики.

Меркантилизм первая экономическая школа с XIV века. Она продолжалась 5 веков. Ее представители были во всех странах, в том числе в нашей стране И. Т. Посошков. Его книга «О скудости и богатстве».

Меркантилисты исходили из примата обращения, анализировали сферу торговли, и отсюда название данной школы от слова «купец». Они считали обращение (торговлю) главной сферой экономики, а деньги главной формой богатства. Внешняя торговля обеспечивает приток денег в страну.

У школы было две ступени ранний и поздний. Ранний меркантилизм отстаивал необходимость денежного баланса. Например, в Англии закон об истрачивании иностранные купцы не могли вывозить из Англии деньги (золото) и должны были купить на них товары.

Поздний меркантилизм исходил из торгового баланса. Меркантилизм проводил политику протекционизма защиты экономики страны.

Физиократия экономическая школа Франции. Это слово обозначает «власть земли». Физиократы перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Они исходили из примата производства. Тогда основной формой производства было сельское хозяйство. Они считали сельское хозяйство источником богатства, чистого дохода. Ее представители Буагильбер, Кенэ, Тюрго. Ф.

Кенэ личный врач короля Франции Людовика XV. Он написал книгу «Экономические таблицы». В ней на основе графического и математического моделирования показал движение чистого дохода в экономике. Физиократы изучали «чистый продукт», создаваемый в сельском хозяйстве и распределяемый в экономике.

Они заложили основы либерализма, провозгласив доктрину «естественного порядка» (невмешательства государства в экономику).

Классическая школа экономики английская версия экономической науки. Она исходила из примата производства и исследовала условия производства и накопления богатства. Ее представители В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй и др. Они начали теоретизировать экономическую науку давать целостное объяснение ей как определенному организму, действующему по своим законам.

В. Петти родоначальник английской экономической науки. Особое значение имеет А. Смит и его книга «Богатство народов». Он считал источником богатства:

  • труд;
  • накопление капитала;
  • расширение рынков;
  • производительность труда;
  • структуру занятости. Основные его идеи:
  • минимизация вмешательства государства в экономику;
  • рыночное саморегулирование экономики.

В основе его доктрины лежит следующая концепция. Рынок саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства.

Это происходит потому, что у людей существуют частные интересы как основной стимул их экономической активности, экономической свободы человека. Он ввел понятие «экономический человек» для описания поведения индивидов в экономике.

Люди эгоисты и преследуют собственные цели, и тем самым возникает гармоничное развитие рынка.

https://www.youtube.com/watch?v=4Z5-dMRCpnQ

Правительство не должно мешать людям в бизнесе, они должны быть свободными и делать все, что посчитают нужным. В противоположность меркантилизму А. Смит отстаивал экономический либерализм минимальное вмешательство государства в экономику.

Он ввел ряд метафор (образных выражений):

  • «невидимая рука» для названия законов рынка;
  • «ночной сторож» для указания ЭРГ.

Парадокс Смита вода полезна, но не имеет цены, а бриллианты бесполезны, но дорогие.

А. Смит анализировал разделение труда и его значение для производительности труда и создания богатства. Его пример: один булавоч-ник сделает 20 булавок за день, а на основе разделения труда каждый булавочник из десяти сделает 4800 булавок, т. е. в 240 раз больше.

А. Смит обособил основной и оборотный капитал и т. п. Слова «стоимость» и «цена» он использовал как синонимы, выделил две формы цены естественную и рыночную, обособил потребительную и меновую стоимость товара.

Ж. Б. Сэй развил теорию трех факторов производства труд, капитал, земля и, соответственно, три формы дохода: зарплата, процент и рента:

  • труд зарплата;
  • земля рента;
  • капитал %, прибыль.

Он утверждал, что в обществе существует гармония интересов. Каждый фактор обеспечивает свой доход, и никто никого не эксплуатирует.

Он сформулировал закон рынка, называемый его именем, предложение порождает спрос, а поэтому всегда имеет место их соответствие: спрос = предложению, а поэтому не может быть перепроизводства товаров, кризисов в долгосрочном плане. Через несколько лет после издания его книги произошел промышленный кризис 1825 г., который доказал ошибочность данного закона. Но закон Сэя оставался основой науки более века, до его пересмотра Дж. Кейнсом.

Историческая школа Германии возникла как оппонент классической школы Англии. «Историки» эволюционно объясняли экономику стран. Они показали тот факт, что экономика Германии менее развита, чем экономика Англии. А поэтому то, что выгодно Англии, вредит Германии.

Они делали упор не на общие законы развития экономики, а на законы разных стадий развития экономики. Проблема была в том, что классическая школа экономики, созданная в Англии, препятствовала развитию экономики Германии. А поэтому они разработали свою версию экономической науки. Ее главный представитель Ф.

Лист; и было много других известных экономистов.

Марксизм возник в середине XIX века. Он являлся преемником классической школой экономики и продолжил теоретизацию экономической науки. Ее основоположник К. Маркс. В сотрудничестве с Ф.

Видео:Экономическая теория. Предмет, функции, методы экономической теории, Эволюция экономической теории.Скачать

Экономическая теория. Предмет, функции, методы экономической теории, Эволюция экономической теории.

Энгельсом он написал «Капитал», который теоретически объяснил экономику того периода времени. К. Маркс признавал наличие ошибок в «Капитале», но его композицию назвал триумфом немецкой науки.

Композицией «Капитала» является эволюционный ряд, показывающий становление капиталистического рынка и его структуру:
товар деньги капитал.

По К. Марксу, капитал есть самовозрастающие деньги, или деньги, которые обеспечивают прибыль. Капитал производственные отношения между наемными работниками и капиталистами. Эти отношения представлены в виде вещи, находятся в постоянном движении, обеспечивающем самовозрастание стоимости на основе присвоения неоплаченного труда пролетариев.

К. Маркс разделил рабочее время пролетария на необходимое и прибавочное. На этой основе он объяснил присвоение предпринимателями продуктов прибавочного времени.

Появление марксизма привело к противостоянию двух направлений (течений) экономической мысли предпринимательской и пролетарской. С тех пор эти доктрины остаются главными парадигмами экономической науки. В XIX веке экономическая наука распалась на две ветви:
марксизм — маржинализм.

Маржинализм возник как оппонент марксизма во второй половине XIX века. Маржинализм — предпринимательская наука об экономике. Это общее название для господствующей экономической науки.

Слово «маржинализм» образовано от слова «предел». Эта экономическая школа обращает внимание на изучение предельных величин. Маржинализм анализирует поведение экономических субъектов с использованием предельных величин.

https://www.youtube.com/watch?v=6d-nRsTQ85g

Марксизм использовал эссенциалистский анализ — познание сущности экономических явлений, а маржинализм — функциональный анализ взаимодействия экономических явлений. На этой основе маржиналисты анализировали ценообразование и равновесие рынка.

Признаки маржинализма:1) методологический индивидуализм;2) статический подход (вместо динамического);3) равновесный подход;4) экономическая рациональность;5) предельный анализ;

6) математизация.

Первую, раннюю, версию маржинализма называют австрийской школой: Бем-Баверк, Менгер, Визер. Они игнорировали классическую школу. Их главным объектом было изучение предельных величин и их значение при поведении людей и ценообразовании. Они анализировали не экономического, а рационального человека — ориентированного на выгоду, занятого максимизацией доходов и минимизацией расходов.

Неоклассическая школа, поздний маржинализм, или Кембриджская школа, возникла на рубеже XIX и XX веков. Ее основоположник — А. Маршалл. Он поставил экономическую науку на службу предпринимательству, т. е. ограничил ее содержание только проблемами рынка. Он дал новое название общеэкономической науке — экономикс.

А. Маршалл ввел графическую модель спроса и предложения — ее называют «крест Маршалла». Он ввел понятие «эластичность».

Институционализм — версия маржинализма США. Ее основоположник — Т. Веблен (1857-1929). Он расширил рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы других наук.

Ин-ституционализм различает два понятия:— институции — нормы, обычаи поведения людей в обществе;

— институты — закрепленные законом обычаи в виде учреждений культуры, политических организаций, форм предпринимательства и т. п.

Институционализм не ограничивается анализом чисто экономических явлений, а включает анализ значения всех институтов общества для экономического развития.

Институционализм характеризуется следующими признаками:— исследует экономику как часть общества;— учитывают значение правовых, психологических, политических и других факторов;— рассматривает противоположность индустрии и бизнеса;— отрицает деление субъектов на максимизаторов и минимизаторов, так как люди следуют разным привычкам;— интересы общества первичны;— рынок не равновесная, а эволюционирующая система, обладающая принципом кумулятивизма;— определяющую роль имеет не потребитель, а производитель;— признает экономическую роль государства (ЭРГ);— отрицает рационального человека и изучает реальных людей;— цены не столь изменчивы: конъюнктура подвижна, а цены консервативны;

— экономическая наука является нормативной — дает рекомендации обществу.

Дихотомия Веблена: индустрия бизнес

Кейнсианство возникло в 1930-е гг. в связи с самым большим экономическим кризисом 1929 г. Нужно было найти методы выхода из глубокого кризиса. Это сделал английский экономист Дж. Кейнс. Кейнсианство сводится к исследованию экономики страны в целом — макроэкономике. Его книга издана в 1936 г.

Кризис 1929 г. породил массовую безработицу, и нужно было найти средства для решения этой проблемы. Дж. Кейнс считал безработицу большим злом, чем инфляция. Он нашел средства стабилизации экономики с помощью ЭРГ. На основе его доктрины президент США Рузвельт преодолел кризис.

Дж. Кейнс заложил основы макроэкономики и придал должное значение ЭРГ. Он выступил против закона рынка Сэя — предложение порождает спрос (S — D), а поэтому они всегда равны. По Дж. Кейнсу, спрос рождает предложение (D — S).

Рынку не свойственно равновесие, потому что люди склонны к сбережению (это называют психологическим законом Кейнса), поэтому AD < AS.

Государство должно регулировать экономику, воздействовать на совокупный спрос инвестициями, госзаказами, общественными работами, бюджетным финансированием.

Классическая школа игнорировала значение денег для экономики. Без учета их знания нельзя понять воспроизводство капитала — потребители не обязательно тратят деньги, но и накапливают. Тем самым они уменьшают спрос на товары. Деньги превращают эффективный спрос в меру их инвестирования.

Дж. Кейнс сформулировал идею эффективного спроса. Поскольку склонность населения к сбережению подрывает спрос, надо чтобы правительство поддерживало его разными методами. В результате достигается макроэкономическое равновесие.

https://www.youtube.com/watch?v=VPsqQXAdpB8

Кейнсианство было главным направлением экономической науки с 1930-х по 1970-е гг. Оно не могло решить всех проблем. В экономике начала обостряться проблема финансового кризиса ввиду инфляции. В связи с этим возникла новая экономическая школа — монетаризм.

Кейнсианство монетаризм

Монетаризм возник как оппонент кейнсианства. Он не отрицает ЭРГ, а ограничивает ее только монетарными методами воздействия на экономику. Он возник во второй половине XX века. В его основе лежит количественная теория денег.

Это — либеральное экономическое течение, которое выступает против прямого вмешательства государства в экономику. Монетаризм отстаивал необходимость регулирования рынка государством посредством денежного обращения.

Видео:История экономической мысли #3 МеркантилизмСкачать

История экономической мысли #3 Меркантилизм

Он придает главное значение деньгам как средству устойчивого развития рынка. Его представитель — М. Фридман (1912-2006).

Неоклассический синтез — объединяет кейнсианство и монетаризм. Это наиболее распространенная сегодня экономическая школа. Ее называют мэйнстрим (главное течение).

Видео

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИСкачать

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Введение в экономическую теорию. Предмет и методы Экономической теории.Скачать

Введение в экономическую теорию. Предмет и методы Экономической теории.

Предмет, метод и структура современной экономической наукиСкачать

Предмет, метод и структура современной экономической науки

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИСкачать

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономика простыми словами. Серия 1. (Потребности и блага)Скачать

Экономика простыми словами.  Серия 1.  (Потребности и блага)

Экономическая теория. Лекция 1. Введение в экономическую теорию. Потребности и ресурсы.Скачать

Экономическая теория. Лекция 1. Введение в экономическую теорию. Потребности и ресурсы.

Пути развития экономической науки — Алексей Савватеев / ПостНаукаСкачать

Пути развития экономической науки — Алексей Савватеев / ПостНаука

Экономика: предмет, ключевые понятия, этапы развития экономической наукиСкачать

Экономика: предмет, ключевые понятия, этапы развития экономической науки

Основы экономической теорииСкачать

Основы экономической теории

Крушение экономической теории — Анна СолодухинаСкачать

Крушение экономической теории — Анна Солодухина

Суть институционализма за 3 минутыСкачать

Суть институционализма за 3 минуты

Принципы работы и этапы развития экономики СССР. Алексей Сафронов // Лекция в МФТИ 30.10.2022Скачать

Принципы работы и этапы развития экономики СССР. Алексей Сафронов // Лекция в МФТИ 30.10.2022

Тема 2. История развития экономической мысли - Основы экономической теорииСкачать

Тема 2. История развития экономической мысли - Основы экономической теории
Поделиться или сохранить к себе: