- 1. 23. Внешняя задолженность развивающихся стран: истоки проблемы, современное состояние, пути решения
- Внешняя задолженность
- Общие положения и законы рынка
- Теория кризиса
- Несколько строк об истории
- дисциплины «Международные экономические отношения»
- Модуль 2
- Модуль 3
- Литература и учебно-методические материалы
- Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения
- 1.1. Понятие внешней задолженности стран
- 1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга
- Видео
1. 23. Внешняя задолженность развивающихся стран: истоки проблемы, современное состояние, пути решения
Сохрани ссылку в одной из сетей:
1.23. Внешняя задолженность развивающихся стран: истоки проблемы, современное состояние, пути решения.
Внешняя задолженность (внешние долги) — долговые обязательства стран-заемщиков перед внешними кредиторами и инвесторами, которые возникают при получении международных банковских кредитов, эмиссии облигаций и получении займов у официальных иностранных и международных учреждений, предполагают возврат кредита и процентов вне зависимости от экономической ситуации в стране-заемщике.
Необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития обусловлена стремлением выйти из «порочного круга бедности», стимулировать развитие передовых отраслей экономики, а также глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления.
Кризис внешней задолженности начался с августа 1982 г., когда Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Тогда же ряд латиноамериканских стран объявил о прекращении части своих платежей по долгам.
Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление. В качестве должников в него было вовлечено 73 страны. Общая сумма долга составила $1,2 трлн. Мировое сообщество было потрясено.
Появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд факторов:
1. Возросла доля банковских источников. Резкий рост кредитов транснациональных банков.
2. Десятикратный рост цен на нефть в конце 1973 г. вызвал увеличение дефицитов платежных балансов по текущим операциям нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся.
3. Подъем инвестиционного спроса.
4. Реальные учетные ставки, на займы, предоставляемые транснациональными банками развивающимся странам, были отрицательными.
5. Не уделялось достаточно внимания тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами.
6. Мобилизуемые на рынках ссудного капитала средства использовались на финансирование текущих расходов правительств и корпораций, на оплату старых долгов.
7. Изменение воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве под влиянием среднесрочного цикла экономического развития и изменения ценовых пропорций на мировом рынке. Начало 80-х годов совпало с выплатой основной части задолженности развивающихся стран.
8. Предоставление большей части займов в американских долларах.
9. Возрастание выплат по международной задолженности значительно повысило вновь спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов.
10. Бегство капитала за границу.
Основными действующими институтами регулирования внешней задолженности стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место, как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности.
Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных форм воздействия.
Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или “упорядочения” в обмен на новые кредиты.
К основным организациям, занимающимися вопросами урегулирования и погашения внешней задолженности развивающихся стран относятся:
— Парижский клуб (им были предложены условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия “Торонтских”, “Лондонских”, “Хьюстонских”, “Тринидадских”, “Неапольских” и “Лионских”, способствующие значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран);
— Лондонский клуб;
— Совещания стран “Большой восьмерки”;
— ОЭСР.
https://www.youtube.com/watch?v=G_endqvbAm8
Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств “третьего мира”.
Важнейший вклад в разрешение долговой проблемы может дать пересмотр национальной экономической политики странами должниками. Она должна быть направлена на оптимизацию использования заемных ресурсов, недопущение финансирования неэффективных проектов и сокращение степени зависимости экономики от притока новых займов.
С точки зрения конкретных методов решения проблемы внешней задолженности отмечают следующие:
реструктуризация долга — т. е. увеличение сроков погашения (переход от «коротких» к «длинным» кредитам) с отсрочкой выплаты процентов;
конверсия долговых обязательств в ценные бумаги или прямые инвестиции;
дисконтирование части долга — т. е. списание согласованных сумм под гарантии выплаты оставшейся доли;
продажа долгов на вторичном рынке, который функционирует в МЭО с середины 80-х гг.
В 2006 году общий объем внешней задолженности развивающихся стран возрос в номинальном выражении (с 2742 млрд.$ до 2851 млрд.$), однако показатель его отношения к их валовому национальному продукту (ВНП) сократился с 29 до 25%.
Наибольшее снижение коэффициентов внешней задолженности произошло в странах Африки к югу от Сахары и регионах Ближнего Востока и Северной Африки (соответственно с 37 до 24 % и с 28 до 14 %).
Южная Азия является единственным регионом, коэффициент внешней задолженности для которого не изменился, вместе с тем он является также одним из двух регионов, наряду с Восточной Азией, объем внешней задолженности которых является наименьшим.
В Восточной Европе и Центральной Азии произошло незначительное снижение объема внешней задолженности (отношение к объему ВНП сократилось с 41 до 40 %), однако они остаются регионами с наибольшим коэффициентом внешней задолженности.
Второе место по объему внешней задолженности занимает регион Латинской Америки и Карибского бассейна, однако объем внешней задолженности в этом регионе быстро сокращается.
Различия в региональных тенденциях определяются разными факторами. В странах Африки к югу от Сахары сокращение коэффициента задолженности обусловлено чистым сокращением номинального долга (с 215 млрд. $ до 173 млрд. $ ) главным образом в результате мер по облегчению бремени задолженности.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке объем задолженности в номинальном выражении в целом не меняется, а сокращение коэффициента задолженности обусловлено главным образом ростом ВНП. В регионе Южной Азии рост как объема задолженности, так и ВНП составил около 10 %.
В Восточной Европе и Центральной Азии объем внешней
задолженности возрос на 14 %, а ВНП в номинальном выражении — на 19 %.
В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна сокращение объема внешней задолженности обусловлено как снижением объемов долга в номинальном выражении, так и высокими темпами роста ВНП.
- Программа
Это первое учебное пособие, обобщающее историю стран Латинской Америки с 1918 г. до наших дней. Много внимания уделяется особенностям развития латиноамериканских государств, культуре, быту, традициям их народов.
- Документ
Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы” и Частью 2: «Толкователем слов и идиоматических выражений”.
- Публичный отчет
Редакция журнала. Отчет о работе конференции на тему «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации», проведенной в Военном университете 21 апреля 2004 г.
- Статья
В Ваших руках уникальное издание, посвященное актуальной теме равенства женщин и мужчин (гендерного равенства). На этом CD впервые собраны вместе нормативные правовые документы ООН, ОБСЕ, Совета Европы по правам женщин и гендерному
- Документ
Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
Внешняя задолженность
Внешняя задолженность – суммарный долг государства, выраженный в денежных единицах и процентам по их выплатам.
Создание цивилизованного финансового пространства является очень важным моментом для каждого государства, ставшего на путь рыночных отношений в полной их реализации. И если большинство стран капитализацию взаимоотношений прошли достаточно давно, то независимым странам, появившимся после развала социалистической империи, нужно было приобретать новый опыт в самые сжатые сроки.
Общие положения и законы рынка
Те схемы, которые изучались, обыгрывались и обкатывались в Европе в течение двухсот и более лет, нашим отечественным бизнесменам пришлось изучать и применять на деле буквально в считанные годы.
Например, опыт успешной торговли, использования всех видов ресурсов, первичное инвестирование было основой экономического процветания Англии, не имеющая аналогов по надежности и стабильности банковская система лежит в истоках благополучия Швейцарии, интенсификация всех уровней производственной базы горнодобывающей и металлургической промышленности Германии просто необходимы для успешного становления нашего отечественного рынка.
Не менее полезно применять теоретические разработки специалистов британской и американской классических школ финансового анализа и математических моделей для диагностики рыночных процессов, перспективного планирования и проектирования деятельности каждого отдельного субъекта предпринимательства и государства в целом. Весьма важным моментом для становления и достижения определенного стабильного уровня роста объемов современного рынка является необходимость апеллирования точными инструментами анализа финансового состояния тех или иных сегментов и отраслей.
Прежде всего, очень важно правильно оценивать, что такое внешняя задолженность и насколько важно соблюдать все принципы работы с этим значительным фактором воздействия на различные сферы жизни государства и общества в целом.
Чтобы определить, насколько важна эта статья государственного бюджета, нужно определить ее основные признаки:
• Внешней задолженностью принято называть суммы финансового обязательства страны перед иностранными кредиторами, которые могут быть различной формы собственности.
• Объемы и суммы внешнего долга подлежат обязательному погашению согласно с оговоренными на договорных началах сроками.
• Внешний долг является рычагом воздействия на развивающиеся страны, кредиторы имеют значительные возможности посредством этого финансового инструмента влиять на внутреннюю политику этих государств.
• Невыплаты кредиторской задолженности внешним кредиторам приводят к усугублению проблемы кризиса задолженностей.
• Нерешенные вопросы с выплатами по внешнему долгу приводят к дальнейшему снижению кредитных вливаний для поддержания местной экономики, то есть зарубежные денежные потоки истощаются.
• Как логическое продолжение этих процессов следует приостановка социальных государственных выплат, пенсий, пособий. Наиболее нуждающимся не предоставляются субсидии для оплаты коммунальных услуг, государственные и коммерческие предприятия не имеют возможности привлечения инвестиций и получения субвенций.
• Проблемы с погашением внешнего долга на фоне усугубляющихся кризисных явлений приводят к общественному, социальному и политическому напряжению внутри страны – должника.
• Растущий внешний долг, совершенно логически становится последствием масштабной внутренней задолженности, отсутствия сбалансированного рынка, низкого уровня производства, недостаточно развитой банковской структуры и слабого налогового законодательства.
Теория кризиса
Кризисные явления того или иного уровня присутствуют в экономической и финансовой жизни каждой страны. Не минуют они и развитые государства, но в этом случае кризисные явления значительно отличаются от аналогичных колебаний, происходящих там, где рыночная экономика нестабильна и в ней отсутствует четкая система.
1. Внешняя задолженность и ее возможный рост провоцирует государственную машину с солидным опытом мобилизовать резервы и найти пути выхода из ситуации.
В этом аспекте очень хорошим примером можно считать Швецию, Данию, Норвегию, где в свое время присутствовали некоторые трудности с долговыми обязательствами.
Благодаря взвешенному и точному подходу к этому вопросу сегодня это государства с качественно новыми рыночными отношениями, где капитализм приобрел совершенно новое направление – социальное.
2. Страны с недостаточно развитой экономикой и рынком при трудностях с выплатами по внешним долговым обязательствам выбирают более легкий, но опасный путь замораживания обслуживания долга. То есть, просто не платить иностранным кредиторам.
На первый взгляд это кажется пусть небольшой, но все же возможностью снизить уровень расходов, но, по мнению международных финансовых экспертов и политологов это банальный путь в никуда. В конечном итоге усугубление ситуации приводит к дефолту и кризисному падению национальной валюты.
Поэтому внешняя задолженность требует точного и неукоснительного соблюдения взятых договорных обязательств, а именно сроков и сумм погашения.
Как же появляются признаки кризиса и почему влияние на них внешней задолженности? Особенности кризисной задолженности обусловлены тем, что на первый взгляд, внешний долг обусловлен движениями ссудных массивов капитала, зарубежными кредитными средствами, которые выдаются промышленно и экономически развитыми странами в помощь молодым, только что создавшимся государствам. Фактически причины и их последствия намного более серьезные с глубокими корнями.
Внешняя задолженность и ее формирование охватывает все аспекты системы взаимоотношений хозяйственного обращения между партнерами, где участвуют движение и обновляемость капитала, оборот товаров и спектр услуг. На этом фоне теория влияния внешней задолженности принимает совершенно иные очертания политико-экономического характера.
Отсутствие выплат по внешнему долгу в данной концепции трактуется не просто как кризисные явления финансово-кредитного типа в отношениях развитых стран и молодых государствам. Это более глобальные обобщающие проявления кризиса всех сегментов системы хозяйственных отношений в мировом масштабе между партнерами.
На сегодняшний день долг зарубежным кредиторам можно считать оптимальным инструментом давления на молодые государства. Что в свою очередь создает действующую систему неравноправных отношений, при которой демократичный, корректный и приемлемый метод решения невозможен, причем даже в урезанном виде.
Поэтому проблема мирового уровня в отношении погашения взаимной внешней задолженности нуждается в коренном изменении данных отношений.
Крайне требуется их коренная перестройка на справедливых демократических основах, установление новых международных экономических порядков, так как сегодняшние давно и практически полностью изжили себя.
Наибольшие мировые кредиторы, а это Парижский, Лондонский и Токийский клубы как старшие партнеры могут помочь разработать стратегию и тактику создания и развития качественно новых отношений, где все участники имеют одинаковые права.
Например, суммы совокупного внешнего долга России эти трем столпам мирового кредитования на сегодняшний день составляют несколько десятков миллиардов долларов.
Но при системном обслуживании долга и проведении договорных траншей, отечественный бизнес пользуется значительными привилегиями. Особенно это касается инвестирования.
Несколько строк об истории
Явления проблемной внешней задолженности, а она в большинстве случаев и является серьезным осложнением межгосударственных отношений, были присущи практически всем историческим формациям.
Приоритет одних стран над другими можно назвать одним из основных принципов международной кредитной системы. А внешняя задолженность по своей сути и является наиболее крупной ресурсной зависимостью.
На протяжении нескольких тысяч лет человеческая цивилизация создавала мощные государства – империи и богатейшие торговые города – полисы, диктовавшие свои условия более мелким и слаборазвитым странам и племенным объединениям. Как известно, миром правят деньги.
Исторически сложилось так, что в различные периоды и у разных народов это были самые различные предметы. Слитки золота и серебра, меха, кожи, специи, пшеница и рис, поголовье скота, даже камни и руды, все материальные ценности активно использовались только с одной целью.
Цель была далека от улучшения товарооборота, улучшения жизни народа, других благородных стремлений.
Основной задачей было создание определенного финансового пресса на молодые общественно – социальные объединения, стремящиеся к созданию государственности и самостоятельности, который методично оказывал давление на все сферы жизни получателя так называемых благ.
Первоначально эта система выглядела именно таким образом, но постепенно реципиент все больше втягивался в прелести получения помощи от старшего, развитого экономически и в оборонном отношении, партнера.
Постепенно внешняя задолженность стремительно росла, приводя к полной и окончательной зависимости. Инструмент создания искусственного внешнего долга в историческом аспекте является наиболее надежным, практически бескровным оружием для покорения, использования территории и ресурсов интересующего кредитора административного образования.
Такая ситуация, когда образование внешней задолженности становится долговой ямой для всего народа, возникает как следствие еще одной зависимости. Государство реципиент привыкает к доступному и простому получению материальных благ. При этом его производительные силы, производственная база и общественная надстройка не развиваются.
При этом создается определенная группа людей, которые кровно заинтересованы привлечении из-за рубежа все больших объемов кредитных средств в любом из выражений. Это связано с тем, что данная группа, семья или клан, даже религиозная верхушка имеют возможность и доступ к распределению заемных средств, исключительно соблюдая собственный интерес.
Такая ситуация неоднократно повторялась в истории, характерна она для некоторых, особенно слабо развитых стран и в наши дни. В этом случае внешняя задолженность становится предметом лоббирования истинно государственных интересов и программ с единственной мотивацией, что нужно привлекать новые кредитные средства для погашения образовавшихся ранее долгов.
На начало нашего века объемы внешнего долга всех стран так называемого третьего мира, как называют развивающиеся молодые страны международные кредиторы, составил объем, превышающий два триллиона долларов. О каком развитии экономики, промышленности, науки, образования и социальных программах может идти речь в данной ситуации! При этом существует еще одна особенность.
Задолженность и ее обременительное воздействие определено не фактическими абсолютными объемами долга.
Здесь более важным является вопрос, сколько взято средств и сумма платежей по их погашению, отношение гашения к объемам валового национального продукта и экспорта.
На протяжении тысяч лет развития человечества, достижения им высот интеллектуального и культурного усовершенствования, в мире денег практически ничего не изменилось.
В последние годы значительно ухудшились условия зарубежного кредитования, молодые государства вынуждены ускорять темпы выплат и увеличивать суммы траншей.
При этом наблюдается резкое сокращение экспорта, ухудшение условий внешней торговли, рост масштаба неэквивалентности при обмене и усиление протекционистских действий при обсуждении условий внешней задолженности.
Решение всего комплекса проблем стоит в общей стабилизации социального и экономического развития, эффективности применения собственных ресурсов всех типов, рыночная трансформация и детенизация экономики.
дисциплины «Международные экономические отношения»
Кафедра международных экономических отношений
Тема 1 Понятие системы международных экономических отношений и мирового рынка
Понятие и виды международного разделения труда. Сущность и эволюция международных экономических отношений. Система современных международных экономических отношений и их основных формы. Международное движение товаров, услуг и факторов производства. Международный экономический порядок. Мировой рынок и его конъюнктура.
Тема 2 Международная торговля и внешнеторговая политика
Место международной торговли в системе международных экономических отношений. Классические и современные теории международной торговли. Товарная и географическая структура мировой торговли. Внешнеторговый баланс. Ценообразование в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли. Либерализация внешнеторговой деятельности и протекционизм в мировой торговле. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики государства.
Международное (многостороннее) регулирование торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Роль Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международной торговли.
Модуль 2
Тема 3 Международное движение капитала как форма международных экономических отношений
Сущность международного движения капитала как формы международных экономических отношений. Экспорт и импорт капитала. Масштабы, динамика и структура международного движения капитала в глобальной экономике.
Причины вывоза и ввоза предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции. Мировой рынок ссудных капиталов. Международный кредит и его роль в развитии мировой экономики.
Понятие «официальной помощи развитию».
Финансовый кризис 1997−1998 гг., 2008−2009 гг. Транснациональные корпорации и их роль в международном движении капитала. Необходимость государственного и межгосударственного регулирования международного движения капитала и его формы. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС-TRJMS).
Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные зоны. Опыт функционирования свободных экономических зон в отдельных странах.
Соотношение процессов воза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала из России. Основные причины, направления, формы и последствия вывоза капитала из России. «Бегство» капитала.
Тема 4 Кризис внешней задолженности
Проблема внешнего долга в системе современных международных экономических отношений. Показатели внешней задолженности. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования.
Модуль 3
Тема 5 Интеграционные процессы в мировой экономике
Сущность международных интеграционных процессов в мировом хозяйстве. Основные формы международной экономической интеграции. Основные этапы развития западноевропейской интеграции.
Европейский Союз. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира.
Условия, цели и задачи экономической интеграции на постсоветском пространстве. Участие России в интеграционных объединениях.
Тема 6 Международные экономические организации
Общая характеристика и классификация международных экономических организаций.
Экономические организации, входящие в систему ООН.
Задачи и функции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Организации ООН, связанные с проблемами «нового международного экономического порядка» (ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН). Специальные учреждения ООН и их функции. Региональные организации.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации. Другие международные организации, имеющие экономические функции. Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР).
Участие России в международных экономических организациях.
Тема 7 Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция
Формирование международного рынка рабочей силы, его связь с интернационализацией производства, развитием международного разделения, труда и демографическими процессами. Современные формы и тенденции развития международного рынка рабочей силы.
Показатели международной трудовой миграции, фиксируемые в платежном балансе. Влияние эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов на экономику страны. Государственное и международное регулирование международной трудовой миграции. Россия и международный рынок труда.
Литература и учебно-методические материалы
Основная литература
1.Гурова, Ирина Павловна. Мировая экономика: учебник: [по специальности «Мировая экономика«] / И.П. Гурова. — 2-е изд., стер. — М.: ОМЕГА-Л, 2008. — 393 с.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). — (Высшее экономическое образование: ВЭО). — Библиогр.: с. 390—393.
2. Международные экономические отношения [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 623 с. (22 экз.);
3.Мировая экономика и международный бизнес [Электронный ресурс]: электрон. учеб./ под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. — Электрон. дан. — М.: КНОРУС, 2008. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв.
4.Мировая экономика: учебник / [Л.С. Падалкина и др.]; под ред. И.П. Николаевой; Всесоюз. заоч. финансово-экон. ин-т (ВЗФЭИ). — М.: Проспект, 2010. — 237 с. (22 экз.)
Дополнительная литература
5. Воскресенский, В. Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Ю. Воскресенский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 462 с. (5 экз.)
6. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация [Текст]: научное издание /И.И. Дюмулен.- М.: Экономика, 2003.-272 с. (1 экз.)
7. Киреев, А.П. Международная экономика [Текст]: учебник / А.П Киреев. — Часть 1, Часть 2. — М.: Международные отношения, 1999. – 415, 488 с. (по 2 экз.)
8. Кругман, П. Международная экономика. Теория и политика [Текст]: учебник / П.Кругман, М. Обстфельд — М.: Эконом.ф-т МГУ, ЮНИТИ, 1997.
9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [Текст]: учебник/ Под. ред. Л.Н. Красавиной.- М.: Финансы и статистика, 2002 (3 экз.)
10. Международные экономические отношения. / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2001 – 498 с. (1997,1998 гг.) (5 экз.)
11. Миклашевская, Н. А.Международная экономика [Текст] : учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов; под общ. ред. А.В. Сидоровича. — 4-е изд., доп. — М.: Дело и сервис, 2008. — 359 с. (1 экз.);
12. Мировая экономика [Текст]: практикум / [И.П. Николаева и др.]; под ред. И.П. Николаевой. — М.: ПРОСПЕКТ, 2009. — 198 с.: ил. (25 экз.)
13. Мировая экономика: [учеб. пособие для вузов по экон. спеиальностям / В.В. Клочков и др.]; под ред. И.П. Николаевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 510 с. (17 экз.)
14. Пебро, М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения [Текст]: учебник.- М., Прогресс, 1994.
15. Суэтин, А. А. Международные валютно-финансовые отношения [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / А.А. Суэтин. — Электрон. дан. — М.: КНОРУС, 2008. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв.;
16. Шимко, П. П. Международная экономика [Текст] : учеб. для вузов / П.Д. Шимко. — М.: Высш. шк., 2006. — 471 с. (5 экз.).
Интернет-ресурсы
17. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.wto.org
18. Группа Всемирного банка [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.worldbank.org
19. Европейский Союз [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://europa.eu.int
20. Евростат [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.eurostat.ec.europa.eu
21. Консультативная группа восьми [Электронный ресурс]: офиц. Сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.summit8.gov
22. Конференция ООН по торговле и развитию [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.unctad.org
23. Международная организация труда [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ilo.org
Видео:#приветабитуриент Приемка 2021/Факультет Международных экономических отношенийСкачать
24. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.imf.org
25. Министерство промышленности и торговли [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru
26. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minfin.ru
27. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
28. Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]: офиц. сайт (русскоязычная версия). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.un.org/russian
29. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.oecd.org
30. Правительство РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gov.ru
31. Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
32. Российская ассоциации международных исследований [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.risa.ru
Методические указания
33. Баранова, Е.В. Сборник заданий для практических работ по дисциплинам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» для студентов экономических специальностей [Текст] /Е.В. Баранова. — Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2004. – 44 с.
34. Баранова, Е.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Международные экономические отношения» / Е.В. Баранова. -Барнаул, 2010.- 28 с.
35. Баранова, Е.В. Мировая экономика [Текст]: учебное пособие/ Е.В. Баранова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010. – 107 с.
36. Баранова, Е.В. Экономические эффекты международного движения капитала Методические указания для проведения практических занятий по дисциплинам «Международные экономические отношения», «Мировая экономика» [Текст] / Е.В. Баранова. – Барнаул, издательство АлтГТУ, 2008. – 10 с.
37. Баранова, Е.В. Эффект введения таможенных пошлин и импортной квоты для экономики страны. Методические указания для проведения практических занятий по дисциплинам «Международные экономические отношения», «Мировая экономика» [Текст] / Е.В. Баранова. – Барнаул, издательство АлтГТУ, 2006. – 10 с.
Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
Тема: «Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения (на примере США и России)»
студентки группы МЭЗ — 31
экономического факультета
Егоровой Валентины Евгеньевны
_____________________________
_____________________________
Тольятти, 2009г.
В странах, где отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями.
Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны.
Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем.
Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
На сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.
Предметом курсовой работы являются международные экономические отношения, возникающие в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.
Видео:ДОД магистратуры Факультета международных экономических отношений 19.04.2022Скачать
Объектами исследования курсовой работы являются Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, как субъекты международных экономических отношений.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
— рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;
— проанализировать внешнюю задолженность Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
— определить перспективы сокращения внешнего долга.
В теоретической части курсовой работы освещены методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования для анализа долговых обязательств России и США на современном этапе, а также прогноза развития экономики этих стран.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы: статистический и графический. Информационную базу исследования составили учебная, нормативная, а также материалы из сети Интернет.
1.1. Понятие внешней задолженности стран
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. С развитием государства расширялись его функции. Это привело к увеличению государственных расходов. Государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственного долга.
Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это — получение дополнительных средств — является целью проведения государственных заимствований.
Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета . Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Внешний долг страны — накопленная задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям .
Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. К внешнему долгу страны относятся: кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках.
Внешний долг страны предполагает выплату процентов и платежей погашения.
Внешний долг страны делится на государственный и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран .
Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающей промышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами .
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга
Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.
Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Для выполнения этих функций государство нуждается в крупных денежных средствах.
Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В конце концов, страна попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать финансовые возможности государства.
Возникает дефицит государственного бюджета – это финансовая ситуация, появляющаяся, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей .
Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками — уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.
Необходимо добавить, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства.
Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств.
Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели — получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.
Государственная внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на экономику страны: ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов .
Наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору.
В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается.
Но и все вышесказанное — только часть проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире его прямого негативного эффекта . Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы.
Иностранные кредиты повышают спрос на товары стран-кредиторов, увеличивая чистый экспорт и эластичность финансовых систем этих стран. В стране заемщика, естественно, данные процессы протекают вплоть до наоборот.
В данном случае кредитор, в принципе, может выдавать кредиты в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, их полное обеспечение целиком ложится на получателя. То есть страна-заемщик, по сути, становится зависимой от страны-кредитора.
Таким образом, внешний государственный долг является орудием войны, сходным по своей мощи с наиболее извращенным оружием массового поражения, которое оставляет людей в живых, но обрекает их на нищенское и зависимое существование.
С политической точки зрения отказ от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций:
— арест активов;
— исключение с рынка заемщиков в перспективе;
Видео:Международные экономические отношенияСкачать
— уменьшение выгод от международной торговли.
Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.
Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику» .
Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов.
Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Видео
Внешний долг, о котором молчат. Олег Комолов // Простые числа / #ОставайсяДома и учи матчасть #сНамиСкачать
"А ты видел долг США?" Что такое госдолгСкачать
Мировая экономика. Лекция 4. Международная торговляСкачать
Урок №52 Мировая экономикаСкачать
Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него?Скачать
Внешний Долг СтранСкачать
География 10 класс (Урок№18 - Мировая торговля и сфера услуг. Специализация и интеграция стран.)Скачать
Как работает мировая экономика. Принципы экономики за 30 минут. МультфильмСкачать
Мировая экономика: самая сложная тема ЕГЭ за 30 минут | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022 | СОТКАСкачать
Как работает инфляция, дефицит бюджета и почему госдолг — это не страшно / @Max_KatzСкачать
Мировая экономика и международные экономические отношения - онлайн-лекция БГТУ им. В. Г. ШуховаСкачать
ДОД Факультета международных экономических отношений 23.01.2023Скачать
ЛЕКЦИЯ 1. "Современные международные отношения и политика великих держав: теория и практика".Скачать
Внешний Долг на Душу Населения 2021Скачать