- Внешний долг россии на 2018 год — КалендарьГода
- Внешний долг России: перспективы на 2017 год
- Потенциальные угрозы
- Альтернативный рост
- Россию ждут рекордные за 2 года выплаты по внешнему долгу
- Кредиты разорили США: госдолг Америки превышает ВВП страны за 2018 год
- Списанные долги России: сколько списано другим странам и зачем
- Государственный долг России в 2023 году: внутренний, внешний
- Кредитная история России
- Внешний долг России на 2023 год
- За счет чего формируется долг
- Текущая тенденция
- Прогнозы экспертов
- Внутренний долг
- Покрытие внутреннего долга
- Долговая политика РФ на 2017-2023 годы
- Динамика дефицита
- Внешний долг России на 2018 год
- Внешний долг России: в ожидании роста в 2018 году
- Центробанк бьет тревогу
- Решение долговых проблем и долговая политика России на 2018 год
- Принципы управления государственным долгом Российской Федерации
- Что включает в себя долговая политика РФ на 2016-2018 годы?
- Рефинансирование и реструктуризация как методики отсрочки платежей
- Методики управления государственным долгом. Конверсия
- Решение долговых проблем
- Внешний долг России на 2018 год: кому и сколько должна страна?
- Исторические данные
- Объем общего долга страны снижается
- График платежей на этот год
- Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ
- Структура внешнего долга России на 2018
- Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году
- Видео
Внешний долг россии на 2018 год — КалендарьГода
Внешний долг России на начало 2017 года достиг 518,7 млрд долл., что почти на 300 млн превышает аналогичный показатель за прошлый год. Несмотря на экономический кризис, общая сумма обязательств сохраняется на низком уровне. Данный источник может обеспечить дополнительные инвестиции в развитие отечественной экономики.
Внешний долг России: перспективы на 2017 год
Суммарный внешний долг на начало текущего года достиг отметки 518,7 млрд долл. (рост по сравнению с прошлым годом на 300 млн долл.). При этом эксперты отмечают изменение структуры долга по отраслям экономики.
В первую очередь сократилась сумма задолженности банковского сектора (снижение на 12,5 млрд долл.). Доля внешнего долга данного сегмента составляет 23% (ранее 25,4%). До 7,2% увеличилась доля внешнего долга органов государственного управления (рост на 6,9 млрд долл.
). Более 75% госдолга составляют ценные бумаги.
В ближайшие годы правительство намерено плавно наращивать внешнюю задолженность. Эксперты считают, что подобная инициатива поможет оживить отечественную экономику.
Представители Sberbank CIB считают, что России необходимо продолжить наращивать внешний долг в 2017 году.
Дополнительные финансовые ресурсы станут новым драйвером развития экономики, что поможет преодолеть период стагнации.
При этом власти должны направить заемные средства на увеличение объемов инвестиций в промышленность. В результате будет сформирована новая модель, которая обеспечит стабильный рост отечественной экономики.
Правительство может безболезненно увеличить совокупный долг в 1,5 раза, отмечают аналитики. Данная мера позволит значительно ускорить темпы экономического роста, несмотря на отсутствие структурных реформ.
Чрезмерный рост внешнего долга может обернуться значительными проблемами, предупреждают аналитики. Основным риском остается ухудшение внешних факторов (в первую очередь – падение цен на нефть).
Потенциальные угрозы
Несмотря на невысокий уровень внешнего долга, эксперты отмечают стремительное увеличение бремени по обслуживанию внешней задолженности. Если в 2013 году внешний долг составлял 10,6% ВВП, то в прошлом году данное отношение достигло 13,2% (антирекорд с 2004 года). По итогам прошлого года внешние долг в пересчете на душу населения превысил отметку 3500 долларов.
В 2017 году ситуация продолжит ухудшаться – внешний долг составит 14,7% ВВП, прогнозируют в Минфине. В отличие от внешней задолженности, внутренний долг превышает 40 трлн руб.
Помимо роста задолженности, негативной тенденцией является снижение валютных поступлений. Доходы от экспорта энергоресурсов продолжают сокращаться, что увеличивает риски возникновения дефолта.
Очередное снижение нефтяных котировок приведет к дальнейшему ухудшению данной тенденции. При наиболее пессимистичных сценариях, когда котировки обвалятся ниже 40 долл./барр.
, Россия столкнется со значительными проблемами при обслуживании внешней задолженности.
Обслуживание внешнего долга уже превышает 25% от экспорта, что выше критического порога (в рамках методологии МВФ). К концу текущего года обслуживание задолженности составит 4,5% расходов бюджета.
Альтернативный рост
Дополнительные инвестиции, привлеченные за счет увеличения внешнего долга, не смогут обеспечить устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. Данная мера позволит решить краткосрочные цели, латая бюджетные дыры в ближайшей перспективе. Правительству необходимо запустить новую модель экономического роста, в том числе внедряя структурные реформы.
Эксперты отмечают актуальность пенсионной реформы, которая позволит снизить дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, чиновникам необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, что станет основой для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
https://www.youtube.com/watch?v=cBKr04U3n6s
Приоритетной сферой развития должна стать обрабатывающая промышленность, направленная на выпуск наукоемкой продукции. Развитие данной сферы позволит снизить зависимость от цен на энергоресурсы, что сделает отечественную экономическую модель более устойчивой.
Одним из последствий экономического кризиса стало увеличение внешнего долга, общий объем которого на начало 2017 года превысил 518 млрд долл. Правительство намерено продолжить наращивать задолженность в течение ближайших лет, привлекая дополнительные средства на внешних рынках.
Аналитики Sberbank CIB ожидают ускорение экономического роста за счет заемных ресурсов. Однако отсутствие структурных реформ приведет к длительному периоду стагнации.
Правительству необходимо заложить основы новой экономической модели, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной экономики.
Россию ждут рекордные за 2 года выплаты по внешнему долгу
Фактические платежи по внешнему долгу российских нефинансовых организаций во втором полугодии 2017 года примерно соответствуют показателям прошлого года. Как говорится в сообщении Банка России, платежи могут составить 12 млрд долл. Это в 1,5 раза больше предыдущей оценки ЦБ – три месяца назад регулятор сообщал о 8,5 млрд долларов к выплате.
Годовой пик погашений традиционно наступит в четвертом квартале — платежи составят 23,6 млрд долл. Причем сумма к выплате на этот раз станет максимальной за два года.
Оценка фактических платежей по внешнему долгу отличается от данных макроэкономической статистики на сумму внутригрупповых платежей, которые, как правило, имеют высокую вероятность пролонгации и рефинансирования, констатировал регулятор.
Согласно статистике, сумма платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составит 16 млрд долл. в третьем квартале и 25 млрд долл.
в четвертом квартале текущего года.
При этом на последний квартал (главным образом на декабрь) традиционно приходится наибольший объем платежей, и существенная часть этих платежей, как показывает исторический опыт, обычно пролонгируется.
Банк России провел опрос крупнейших компаний, который показал, что доля внутригрупповых займов в общем объеме выплат по внешним долгам крупных заемщиков в предстоящие два квартала составит: 46% в июле 2017 года, 16% – в августе, 60% – в сентябре, 0,2% – в октябре, 29% – в ноябре и 26% – в декабре. Так что с учетом корректировок на внутригрупповое финансирование выплаты крупнейших компаний в последних двух кварталах 2017 года будут довольно равномерными и в среднем за месяц составят около 1,5 млрд долл., что на треть меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Не стоит переоценивать степень «закрытости» рынка внешнего долга, полагает генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов.
В данный момент разница в ставках для российских заёмщиков с американскими заёмщика и составляет всего 1.64% по 5-летнему долгу, и данный показатель находится вблизи минимумов за последние 5 лет.
В погоне за доходностью частный капитал активно течёт в российские активы, находя пути и для инвестиций в облигации корпоративных эмитентов.
По словам эксперта, даже если предположить невозможность рефинансирования существенной части долга российскими госкорпорациями «напрямую» за рубежом, он будет в кратчайшие сроки рефинансирован косвенно: купленные российскими инвесторами бумаги на первичном размещении все равно утекут в портфели иностранцев на вторичном рынке и баланс капитала существенно не изменится. Соответственно, и опасения о чрезмерном давлении на рубль выглядят преувеличенными: при цене на нефть около 50 долларов за баррель рубль продолжит оставаться стабильным и даже может иметь некоторый потенциал укрепления.
Для отечественной валюты развитие событий, описанное ЦБ, конечно, негативный фактор, но вряд ли он значительно повлияет на среднесрочные перспективы рубля, говорит, в свою очередь, аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
https://www.youtube.com/watch?v=tM6fcEkwzsk
Текущие ожидания, на наш взгляд, уже частично заложены в котировки рубля, учитывая тот факт, что новость о возможном ужесточении санкций со стороны США в отношении России не нова.
Плюс ко всему у РФ остается низкий процент внешнего долга, профицитный платежный баланс, а также одним из важных козырей рубля остается высокий спред между рублевой доходностью и долларовой. Более того, вероятно, что он будет сохраняться продолжительное время.
Из последнего выступление Джанет Йеллен можно предположить, что ФРС США умерит свой пыл в отношении ужесточения кредитно-денежной политики.
По оценкам Forex Optimum, рубль по отношению к доллару будет удерживать прежний диапазон торгов 58-57 снизу и 61-62 сверху. В краткосрочной перспективе мы ждем тестирования уровня 58-57 на следующей неделе, а поводом может послужить заседание стран ОПЕК+ в Санкт-Петербурге.
Кредиты разорили США: госдолг Америки превышает ВВП страны за 2018 год
Ромина Бочча (Romina Boccia) Долговой потолок в одно и то же время сигнализирует о наличии гораздо более сложной задачи и представляет собой ориентированный на конкретные действия фискальный инструмент, который должен поставить неустойчивые расходы и займы Вашингтона под контроль. Государственный долг США уже чрезмерен — около 20 триллионов долларов, что превышает сумму ВВП Америки, которую, согласно прогнозам, экономика страны будет способна получить в этом году.
Списанные долги России: сколько списано другим странам и зачем
Объясняется это так: финансовая кредитная помощь в основном дается на строительство, оборудование, пищевые ресурсы, которые нужно было покупать у страны-кредитора, либо на строительство энергетических производств и развитие инфраструктуры, которые должны были делать фирмы страны-кредитора.
Вот и получается, что за счет других страна-кредитор просто увеличивала свой ВВП. В большинстве случаев Российская Федерация выдавала иным государствам денежную помощь для закупки вооружения, пищевых ресурсов или на постройку различных промышленных, инфраструктурных комплексов либо сельскохозяйственных объектов на территории государств, получающих финансирование.
Государственный долг России в 2023 году: внутренний, внешний
С точки зрения экономики госдолг состоит из совокупности дефицитов бюджета за конкретный период. Причины его возникновения – это дефицит госбюджета, а также свободные денежные средства юридических лиц и физлиц.
Известно, что планируемый уровень российского госдолга определяется ежегодным государственным Бюджетным кодексом, а также программой «Долговой политики России». Государственный долг страны сочетает в себе внутренний и внешний долги.
Кредитная история России
Как и граждане, государство имеет собственную кредитную историю. Для нашей страны она началась в 1769 г., когда Екатерина Великая впервые позаимствовала деньги в Голландии. В течение следующих полутора веков Россия заняла у внешних кредиторов приблизительно 15 миллиардов рублей. К 1917 году Российская Империя сумела погасить практически весь объём долга.
Базисом кредитной политики императорской России являлись займы. Они могли быть как краткосрочными, так и долгосрочными, обеспечивались гособлигациями. После социалистической революции 1917 года правительство СССР не согласилось погашать царские долговые обязательства, из-за чего облигации, как ценные бумаги, утратили свою рыночную ценность.
В дальнейшем кредитная политика советского государства была достаточно взвешенной. В начале 1980-х г. г. внешний долг страны был меньше 1% ВВП, это – отличный показатель. Ощутимое увеличение внешней задолженности началось с перестройкой. В начале 90-х годов она возросла в 10 раз. А обязательства по погашению государственного долга СССР легли на страну-правопреемницу – Российскую Федерацию.
Внешний долг России на 2023 год
Согласно прогнозу Минфина РФ, внешний долг России по состоянию на 1 января 2023 года составит менее 36,839 млрд. дол. (без учета госгарантий), если не будет принято решение досрочно выполнить кредитные требования отдельных кредиторов.
При этом в июле 2018 года правительству удалось сократить совокупную сумму задолженности на 3,629 млрд. дол. (т. е. на 7,1%), оплатив выпущенные в 1998 году облигации, ставка по которым составляла 11% годовых.
Эксперты отмечают, что на данный момент объем внешнего государственного долга РФ в абсолютных цифрах достиг минимума с конца 2012 года, что обусловлено не ростом экономики страны, а санкциями, перекрывшими доступ к зарубежным кредитным ресурсам.
Впрочем, по факту задолженность РФ только растет и в ближайшее время может достигнуть рекордного значения.
За счет чего формируется долг
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
https://www.youtube.com/watch?v=7kaG1WKtxys
Не пропустите: Прибавка к пенсии москвичам в 2023 году: будет ли
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
- перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
- перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
- перед многосторонними партнерами-кредиторами;
- по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
- по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
Текущая тенденция
В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям.
Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами.
В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается.
Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2016 году составлял 0,6% ВВП, то в 2023 году он вырастет до 1,1% ВВП.
И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.
В течение первых трех месяцев 2023 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.
Прогнозы экспертов
На данный момент сложно спрогнозировать, какой будет внешний долг России на 2023 год и сколько придется платить по текущим обязательствам.
Но эксперты считают, что за три ближайших года его объем достигнет рекордного значения за всю новейшую историю страны.
Более того, в 2018 году размер государственного долга превысит критический порог, предусмотренный утвержденной программой долговой политики РФ, а в следующем году даже может превысить это значение.
Ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны, в связи с чем внешние займы становятся единственным источником покрытия дефицита федерального бюджета.
И в 2023 году эксперты прогнозируют существенное недополучение доходов, и превышение расходной части.
При этом правительство уже использовало все возможности для сокращения расходов (например, сократив финансирование целого ряда социальных программ), что все равно не принесло ощутимого результата.
Не пропустите: Алименты на детей в 2023 году: изменения, размер
В экономической политике РФ четко прослеживается тенденция накопления больших бюджетных рисков.
Как поясняют представители Минфина, в какой-то момент государство может столкнуться с отсутствием возможности привлечь заемные ресурсы в достаточном объеме и на приемлемых условиях.
Ключевой вопрос состоит в том, кто захочет кредитовать РФ в таких объемах, тем более что рынок российского внешнего государственного долга теперь напрямую зависит от настроений иностранных игроков.
Внутренний долг
Внутренний долг РФ составляют гарантийные обязательства в нацвалюте и ценные бумаги в виде государственных облигаций. Внутренние долговые гособязательства складываются из:
- кредитов, взятых правительством;
- государственных займов, полученных путём выпуска гособлигаций правительством или Центробанком;
- других финансовых обязательств, гарантированных государством.
Из-за падения темпов экономического роста в стране, эксперты предрекают России ослабление её позиций в мировой экономике. Ожидается, что в 2018 – 2023 г. г. рост ВВП будет находиться на уровне 1,6 – 1,7%. А в соответствии со статистическими данными Минфина, совокупный госдолг РФ в последние несколько лет в среднем растёт на 1% от ВВП.
https://www.youtube.com/watch?v=wD4KzomBdbQ
Такая финансово-экономическая ситуация ведёт к тому, что государству попросту неоткуда брать деньги на погашение долгов. Оно вынуждено изымать средства из «кубышки» или «неприкосновенного запаса». Этими источниками финансирования являются фонды Резервный фонд и Национального благосостояния.
Покрытие внутреннего долга
Правительство вынуждено ежегодно занимать на внутреннем рынке свыше одного триллиона рублей. Эта цифра в несколько раз превышает показатели предыдущих лет. Однако изъятие из бюджета и других источников сумм в подобных объёмах, согласно закону, не должно превышать суммарный годовой объём средств, полученных из налогов и доходов.
Как отмечают специалисты, в 2023 г. цифры эти не только сравняются, но изымаемые на погашение госдолга средства на 4,2% превысят налоговые поступления в казну.
Тем не менее, Минфином опубликованы прогнозы, которые указывают, что к началу 2023 г. рост государственного долга ожидается на уровне 20% внутреннего валового продукта.
При этом более чем на 5% вырастут и расходы по обслуживанию госдолга.
Некоторые специалисты полагают, что государство, без угрозы своей финансовой системе, может наращивать соотношение долга к внутреннему валовому продукту до 150%. Это должно компенсировать замедленный рост российской экономики. Более трезвые аналитики считают, что стране выгоднее существовать «по средствам». Это означает, что расходы должны совпадать с финансовыми возможностями.
Долговая политика РФ на 2017-2023 годы
Долговая политика РФ на 2017-2023 годы предусматривает умеренное увеличение государственных заимствований. Согласно прогнозам Минфина, отношение госдолга к ВВП достигнет 15,7%, что приведет к увеличению затрат на обслуживание задолженности. Несмотря на данную тенденцию, уровень долговой нагрузки на бюджет далек от критического рубежа.
Повышение нефтяных котировок и восстановление экономического роста обеспечили бюджет дополнительными поступлениями. Однако расходы государственной казны продолжают превышать запланированные доходы, что вынуждает чиновников искать дополнительные источники финансирования.
В 2015-2016 гг. правительство активно использовало ресурсы Резервного фонда, которые помогли преодолеть негативные последствия кризиса. В результате запасы полностью исчерпались, что подтолкнуло правительство наращивать долговые обязательства.
В рамках утвержденной долговой политики РФ на 2017-2023 гг., отношение государственного долга к показателю ВВП будет увеличиваться с 13,2% до 15,7%. Это приведет к росту затрат на обслуживание госдолга до 5,4% (по итогам 2016 года данный показатель составлял 3,8%).
Представители Минфина подчеркивают, что изменение объема государственных заимствований будет связано с макроэкономическими факторами. Данный инструмент поможет преодолеть следующие угрозы для устойчивого развития национальной экономики:
- Замедление роста мировой экономики.
- Геополитическая напряженность.
- Снижение спроса на сырьевых рынках, которые являются ключевыми для РФ.
- Структурные дисбалансы российской экономики.
- Падение уровня инвестиций.
- Ухудшение демографических факторов.
Чиновники считают, что заимствования станут ключевым источником покрытия дефицита бюджета.
Относительная доля данного инструмента в 2023 году превысит 90% (в 2016 году за счет госдолга финансировалось 20% дефицита). При этом чистые внутренние заимствования достигнут рубежа 1 трлн руб.
, что вдвое превышает показатели 2016 года. Внутренний долг будет наращиваться за счет дополнительного выпуска ОФЗ.
Чистые внешние заимствования будут постепенно сокращаться:
- 2017 год – на 21,2 млрд руб.;
- 2018 год – на 60,1 млрд руб.;
- 2023 год – на 12,2 млрд руб.
Несмотря на умеренный уровень госзаймов, представители Минфина отмечают потенциальные риски утвержденной долговой политики РФ на 2017-2023 гг.
Динамика дефицита
Восстановление положительной динамики нефтяного рынка привело к улучшению бюджетных показателей. В результате дефицит бюджета в 2017 году составил 1,6% ВВП или 1,5 трлн руб., что существенно лучше предыдущих прогнозов правительства. Ранее чиновники планировали, что данный показатель достигнет 2,5% ВВП.
https://www.youtube.com/watch?v=vkCGeh2BnCA
В начале 2018 года стоимость нефти преодолела отметку 70 долл./барр., что является положительным сигналом для российской экономики. Подорожание «черного золота» приводит к увеличению нефтегазовых доходов государственной казны.
Сохранение позитивной тенденции нефтяного рынка приведет к дальнейшему сокращению дефицита бюджета, что позволит снизить объемы заимствований со стороны Минфина.
В результате объемы госдолга начнут снижаться, а затраты на обслуживание задолженности достигнут докризисного уровня.
о внутреннем госдолге России:
Внешний долг России на 2018 год
Внешний долг России продолжает стремительно увеличиваться, что отражается на прогнозах Минфина на 2018 год. Власти намерены перенести сроки погашения облигаций на более поздние периоды, что положительно отразится на государственных финансах. При этом чиновники подчеркивают, что уровень внешней задолженности далек от критической черты.
Внешний долг России: в ожидании роста в 2018 году
Внешний долг России продолжает уверенный рост. За 9 месяцев 2017 года данный показатель увеличился практически на 5% и превысил отметку 537 млрд долл.
Около 10% задолженности приходится на органы госуправления, которые нарастили долг в январе-сентябре на 12,5 млрд долл.
Обратная тенденция наблюдается в банковском секторе, представители которого за аналогичный период сократили долг на 12 млрд долл. При этом доля других секторов экономики достигла 66,3%, отмечают эксперты.
В следующем году власти продолжат наращивать внешний долг, что зафиксировано в проекте бюджета. Предельный уровень госдолга на следующий год зафиксирован на рубеже 71 млрд долл., что практически на 20 млрд превышает показатели текущего года.
Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов.
По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%).
Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.
В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд долл. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг.
В течение 2018 года власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина. Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд долл.
Минфин вернулся на рынок внешних заимствований в 2016 году, успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд долл. При этом доходность евробондов оказалась существенно ниже уровня 2013 года.
Несмотря на оптимизм представителей Минфина, в Центробанке отмечают негативные тенденции для государственных финансов. Дальнейший рост внешнего долга России в 2018 году отразится на ухудшении устойчивости отечественной финансовой системы.
Центробанк бьет тревогу
По итогам 2016 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долларов, подчеркивают в Центробанке. Основной причиной ухудшения показателей является стремительная девальвация отечественной валюты.
https://www.youtube.com/watch?v=KWHaXmmE-xA
Кроме того, в результате падения цен на энергоресурсы снижается поступления валютной выручки, что создает дополнительные риски при обслуживании внешней задолженности. На обслуживание внешних кредитов уходит до 40% валютных поступлений, что существенно превышает критический уровень (по методике МВФ – 25%).
Уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности. Однако реализация пессимистичного сценария приведет к новому обвалу нефтяного рынка, что станет очередным испытанием для государственных финансов.
Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 40 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство. В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится, отмечают эксперты.
Видео:Государственный и муниципальный долгСкачать
Кроме того, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%).
При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.
Привлечение внешних кредитов не может заменить реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Размещение евробондов и перемещение сроков погашения долгов решает краткосрочные цели правительства. Однако в долгосрочной перспективе государственные финансы сохранят уязвимость перед внешними вызовами.
Внешний долг России превысил отметку 537 млрд долл. и продолжит увеличиваться в следующем году. В Минфине повысили предельный порог для внешнего государственного долга на 2018 год до 71 млрд долл. В следующем году чиновники планируют продолжить привлекать ресурсы через размещение евробондов. Также в Минфине планируют снизить нагрузку на государственные финансы благодаря обмену ценных бумаг.
В Центробанке отмечают риски, связанные с чрезмерным ростом внешней задолженности. В том числе представители регулятора подчеркивают ухудшение уровня обеспеченности внешнего долга.
Решение долговых проблем и долговая политика России на 2018 год
Приоритетная цель реализации экономики любого государства – обеспечение качественного способа управления госдолгом. задача долговой политики РФ на 2016 – 2018 годы – получение оптимального результата от инвестированных средств.
Под управлением госдолгом следует понимать комплекс мероприятий по формированию критериев привлечения денег, их расположение и компенсация, а также приведение государства в платежеспособное состояние.
Такие мероприятия требуют подготовить и выпустить ценные бумаги, отрегулировать рынок ценных бумаг, обслужить и погасить государственный долг, грамотно направить одолженные деньги.
Принципы управления государственным долгом Российской Федерации
Управление госдолгом основано на таких постулатах:
- открытая информация о привлечении, возврате и использовании одолженных денег;
- краткосрочные займы меняют на долгосрочные во избежание кризисных долговых выплат;
- минимизация цены обслуживания госдолга при последующих займах;
- продуманная структура долга;
- выполнение обязательств перед кредиторами.
Что включает в себя долговая политика РФ на 2016-2018 годы?
Руководство госдолгом обязано осуществляться при учете долговой политики РФ на 2016–2018 годы. Под долговой политикой следует понимать вектор работы властей, реализуемый комплекс мер, направленный на эффективное распределение, рациональное использование и возврат одолженных государством средств.
Долговая политика объединяет проектирование и осуществление взаимосвязанных компонентов, среди которых:
- выявление длительности долгового цикла с учетом разумного управления внешним и внутренним государственным долгом;
- установка предельного объема долга;
- выбор самых комфортных способов погасить заимствования, а также концентрация долговых обязательств по определенным кредиторам с учетом распределения инвестиционных рисков;
- соотношение суммы государственного долга к ВВП (критический уровень: 60 — 100%)
- определение соотношение суммы госзайма и ВВП;
- выявление возможности капитализации части суммы;
- меры по уменьшению госзаимстований, а также снижение расходов на обслуживание.
Чтобы определить ликвидность экономики, часто применяется соотношение планированных платежей по обслуживанию к экспорту. Данный показатель оценивает платежеспособность на ближайшую перспективу.
https://www.youtube.com/watch?v=S6DHmJzDPN8
С целью оценки платежеспособности на длительный период времени нередко используется показатель дисконтированной цены долга к экспорту.
Рефинансирование и реструктуризация как методики отсрочки платежей
Чтобы обеспечить государственный долг, используют процедуру рефинансирования и реструктуризации.
Под рефинансированием следует понимать возмещение основной суммы долга и средств по процентной ставке за счет денег, полученных в другом долге. Рефинансирование эффективно, если у заемщика хорошая кредитная история на финансовом рынке.
Реструктуризацией называют отсрочкой компенсации полной или частичной суммы долга заемщиком. В таком случае можно обменять часть суммы на акции либо особые облигации с целью инвестиций их в национальную экономику.
Методики управления государственным долгом. Конверсия
Также имеет место быть конверсия долговых обязательств. Конверсией называют перемены в показателях доходности ссуды, когда кредитор уменьшает размер суммы, необходимой для погашения долга.
Используют такие виды конверсии:
- обмен долга одного государства на долг других стран;
- обмен обязательств на экспорт готовых товаров;
- обмен долга на недвижимость, предприятие, иных капитальных объектов;
- обмен на национальную валюту, эта конверсия фактически является добровольной помощью заемщику развить его экономику.
Консолидация позволяет продлить срок займа. Унификация – это обмен нескольких обязательств на одно новое. Таким образом все кредиты объединяются одним, за ним проще следить. В случае финансовой несостоятельности государства погасить полученные займы, происходит аннулирование. Такая неспособность обычно вызвана экономическими либо политическими кризисами.
Решение долговых проблем
Если долговая политика на 2016 – 2018 год заходит в стадию кризиса, и страна накапливает чересчур много кредитов, решить долговую проблему можно несколькими путями:
- В том случае, если общая сумма зарубежных кредитов не превышает уплаченной в счет погашения суммы, заемщику разрешат своевременно погашать задолженность по процентной ставке, а сумму надолго заморозят до лучших времен.
- Если должник достиг профицита государственного бюджета, он может постепенно погашать основную сумму долга и процент. Этот вариант может работать только в случае, если экономика страны признана здоровой, а сальдо государства – устойчиво положительное.
- Государственный долг разрешается погашать путем привлечения других зарубежных займов. Суммы внешних долгов в такой ситуации будет регулярно накапливаться, а кредитор может прибегнуть к частичному или полному списанию займа. Альтернативой может служить отказ заемщика выплачивать долги, что повлияет на появление потерь из-за минимизации прибыли от международной торговли или арест активов.
Внешний долг России на 2018 год: кому и сколько должна страна?
Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.
Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.
Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.
Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:
- ЦБ;
- органов федеративной власти;
- федеративных субъектов.
ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.
Видео:"А ты видел долг США?" Что такое госдолгСкачать
https://www.youtube.com/watch?v=juZ2BOCPX_Y
Кредиторами обычно бывают:
- другие государства;
- частные фонды;
- МФО.
Исторические данные
Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2018 году?).
В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.
Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.
К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.
В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.
Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.
В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.
Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.
График внешнего долга России
Объем общего долга страны снижается
Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.
График платежей на этот год
Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:
- В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
- В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.
Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ
Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.
Действующие санкции против России в 2018 году: причины, контрсанкции, значение для экономики
Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.
По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2023 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.
ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.
Структура внешнего долга России на 2018
Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:
- Внешний госдолг;
- Обязательств перед участниками Парижского клуба;
- Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
- Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
- Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
- Обязательства перед финансовыми международными организациями;
- Погашение по еврооблигационным кредитам;
- Облигационные ссуды;
- Выплаты по ОВГВЗ.
В структуру внешнего долга Советского Союза включены:
- Договора с рассрочкой;
- Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
- Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
- Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
- Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
- Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.
Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.
https://www.youtube.com/watch?v=ZAsP5j-YRbM
Внешний долг США — Почему долги не мешают экономике США расти?
Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году
Минфин сообщил — внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.
8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.
Интересно: история доллара США
Видео:Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него?Скачать
За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:
- Куба – 31,7 млрд$,
- Ирак – 21,5 ,
- Монголия – 11,1 ,
- Афганистан – 11 ,
- КНДР – 10,
- Сирия – 0,9,
- Вьетнам – 9,4,
- Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.
Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.
Видео
Прорывные технологии управления долгами.Долговыми обязательствами исполнить социальные обязательстваСкачать
Интересы государстваСкачать
Управление суверенными фондами и государственным долгомСкачать
Лекция_Микро- и макроэкономика_Бюджетный дефицит и управление государственным долгом 2 частьСкачать
16.05.2018 «Концепция бюджетной и налоговой политики. Закон об инвестициях.»Скачать
Внешний долг РФ. Определение, тенденции 2011-2020Скачать
Выпуск №17. Что такое «Государственный долг» и как на этом можно заработать?Скачать
Государственный Долг США. Госдолг США снова растёт!Скачать
Управление Миром Лекции ФСБ ( Ефимов )Скачать
Договор управления МКД: тем ли платим, так ли платим? (11.10.2018)Скачать
Мифы о госдолге США. Олег Комолов // Простые числаСкачать
Понятие, виды и формы государственного и муниципального долгаСкачать
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Новые правила с 2022 годаСкачать
Внешний Долг СтранСкачать