Основной замысел экономических реформ (видео)

Содержание
  1. Косыгин и его реформы — суть и итоги
  2. Краткая биография Косыгина
  3. Косыгинская экономическая реформа
  4. Суть Косыгинской реформы
  5. Итоги реформ
  6. Экономическая реформа а.н. косыгина — история России
  7. Начало реформ Косыгина
  8. Итоги реформы Косыгина и причины провала
  9. Экономическая реформа 1965 года
  10. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты
  11. Положительные моменты аграрной реформы
  12. Отрицательные моменты аграрной реформы
  13. Результаты экономической реформы в аграрном секторе
  14. Реформы в промышленности: замыслы и результаты
  15. Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?
  16. Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг
  17. Экономические реформы 1985-1991 гг.: этапы и итоги
  18. Предпосылки к реформированию
  19. Этапы экономических реформ 1985-1991 годов
  20. Политика ускорения
  21. Экономические преобразования 1987-1989 годов
  22. Дальнейшие попытки восстановить экономику
  23. Денежная реформа и крах советской экономики
  24. Результаты
  25. Начало реформ Косыгина
  26. Экономическая реформа А.Н. Косыгина
  27. Главные цели и первый этап реформы
  28. Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности
  29. Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства
  30. Результаты реформы
  31. Причины неудачи реформы
  32. Видео

Косыгин и его реформы — суть и итоги

Основной замысел экономических реформ

Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе.

На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.

Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных.

С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск.

В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.

Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.

До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».

После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС.

В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года.

Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.

В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.

За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.

Косыгинская экономическая реформа

В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.

Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм.

Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.

https://www.youtube.com/watch?v=HPFg07PQ2M8

Основные положения реформы:

  • Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;
  • Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;
  • Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;
  • Новая ценовая политика.

Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.

Итоги реформ

В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.

В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.

Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Экономическая реформа а.н. косыгина — история России

Основной замысел экономических реформ

Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе.

На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.

Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.

Начало реформ Косыгина

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований.

Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Экономическая реформа 1965 года

Основной замысел экономических реформ

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы?  Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Брежнев Л.И.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.

Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.

Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

https://www.youtube.com/watch?v=2CS817AvBBI

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.

В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.

Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.

  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=aAoAE0_44f0

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.

Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.

Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Историческая справка

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.

В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.

На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.

Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

А.А. Громыко

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

 Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

https://www.youtube.com/watch?v=ek9_KeUQXt0

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.

Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.

Но они очень сильно ошибались…

Экономические реформы 1985-1991 гг.: этапы и итоги

Основной замысел экономических реформ

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика Советского Союза оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства.

Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало.

Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства.

Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации.

Видео:История 11 класс (Урок№23 - Реформы в экономике.)Скачать

История 11 класс (Урок№23 - Реформы в экономике.)

Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке.

Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники.

Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. доходы населения снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Весной 1985 года генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование.

По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития НТР (научно-технической революции), переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г.

Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и рационализаторские предложения, следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать качество продукции.

Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=UPIW4EXKiBU

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение темпов роста экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники.

В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов.

За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет.

Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления.

НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г.

стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял Николай Рыжков, обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности.

Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен.

Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Видео:Какие экономические реформы нужны России? Сергей Гуриев, Андрей Шаронов | ТезисыСкачать

Какие экономические реформы нужны России? Сергей Гуриев, Андрей Шаронов | Тезисы

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям.

При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы.

Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки.

Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Денежная реформа и крах советской экономики

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить падение курса рубля.

Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки.

Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Начало реформ Косыгина

Основной замысел экономических реформ

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований.

Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Экономическая реформа А.Н. Косыгина

Основной замысел экономических реформ

Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов.

Свое название она получила по фамилии контролировавшего ее проведение Алексея Николаевича Косыгина.

Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.

Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в ее основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.

Главные цели и первый этап реформы

Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущев, а его место занял Л. И.Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущева, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.

Главные цели реформы:

  • ускорение темпов роста экономики;
  • увеличение ее эффективности;
  • повышение жизненного уровня населения.

Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы.  Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.

https://www.youtube.com/watch?v=o8aKFxhaxWM

Видео:Социально экономические реформы П. А. СтолыпинаСкачать

Социально экономические реформы П. А. Столыпина

Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:

  1. Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введенные Хрущевым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.

  2. Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определенным вопросом экономики на территории государства:

Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности

  1. Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.

  2. Предприятиям давалась определенная хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:

  • сами определять ассортимент производимой продукции;
  • оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;
  • по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;
  • заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;
  • определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.
  1. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю ее реализации и сумме полученной прибыли.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

  1. Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.

  2. При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.

  3. Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.

  4. Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50 %.

  5. Отмена оплаты труда колхозников из расчета отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.

  6. Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.

  7. Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.

Результаты реформы

Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.

Объем промышленного производства увеличился на 50 %. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.

Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свернута. Поэтому в целом, с учетом ее последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.

Причины неудачи реформы

  1. Реформа была половинчатой, для ее успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.

  2. Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.

  3. Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведет к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.

  4. В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счет реформы собственной экономики.

Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.

Видео

Столыпинские реформы | История России #8 | ИнфоурокСкачать

Столыпинские реформы | История России #8 | Инфоурок

Экономические реформы 2000-х — Путин, Касьянов, Кудрин, Греф и другие [Лихие 2000]Скачать

Экономические реформы 2000-х — Путин, Касьянов, Кудрин, Греф и другие  [Лихие 2000]

§31. Социально экономические реформы П. А. СтолыпинаСкачать

§31. Социально экономические реформы П. А.  Столыпина

История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 48. Экономические реформы Петра IСкачать

История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 48. Экономические реформы Петра I

Экономические реформы в СССР в 1985 - 1991 гг. Видеоурок по истории России 9 классСкачать

Экономические реформы в СССР в 1985 - 1991 гг. Видеоурок по истории России 9 класс

Голанд Юрий Маркович - Экономические реформы в России. Леонид Юровский. Часть перваяСкачать

Голанд Юрий Маркович - Экономические реформы в России. Леонид Юровский. Часть первая

Аграрная реформа Cтолыпина для ЕГЭ | Мини-уроки по истории с Новой ШколойСкачать

Аграрная реформа Cтолыпина для ЕГЭ | Мини-уроки по истории с Новой Школой

Голанд Юрий Маркович - Экономические реформы в России. Леонид Юровский. Часть втораяСкачать

Голанд Юрий Маркович - Экономические реформы в России. Леонид Юровский. Часть вторая

Белкин Виктор Данилович - Экономические реформы в РоссииСкачать

Белкин Виктор Данилович - Экономические реформы в России

Антисоциалистический характер экономической реформы 1965 года. В.И. Галко. 17.10.2019.Скачать

Антисоциалистический характер экономической реформы 1965 года. В.И. Галко. 17.10.2019.

20 лет экономических реформ ПутинаСкачать

20 лет экономических реформ Путина

Экономические реформы в России. Л. Юровский. Часть 1Скачать

Экономические реформы в России. Л. Юровский. Часть 1

Либерально-экономические реформы в России в 1990-е гг.Скачать

Либерально-экономические реформы в России в 1990-е гг.

Экономика в годы перестройкиСкачать

Экономика в годы перестройки
Поделиться или сохранить к себе: