Органы валютного контроля в 2018 году (видео)

Содержание
  1. Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года
  2. Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»
  3. Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»
  4. Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»
  5. Валютный контроль 2018
  6. Система валютного контроля: смысл и предназначение
  7. Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?
  8. Основные направления валютного контроля
  9. Виды валютного контроля
  10. Механизм валютного контроля и используемые методы
  11. Валютный контроль в неторговом обороте
  12. Как на практике банки осуществляют контрольные функции?
  13. Валютное законодательство 2018: либерализация на фоне усиления контроля
  14. Новые инициативы
  15. Краткая история валютного законодательства
  16. Какие еще поправки предшествовали проекту ТДК?
  17. Изменения для российских юридических лиц
  18. Либерализация валютного контроля – на благо отечественного бизнеса
  19. Валютный контроль 2018 штрафы
  20. Основные моменты валютного законодательства
  21. Ответственность по КоАП
  22. Какие изменения в валютном законодательстве будут приняты в 2018 году
  23. Можно ли оспорить выписанные штрафы
  24. Новые правила и штрафы в сфере валютного регулирования с 2018 года
  25. Предоставление банкам более точных сведений о внешнеторговых сделках
  26. Видео

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Органы валютного контроля в 2018 году

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

https://www.youtube.com/watch?v=SFih8w6vefA

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Валютный контроль 2018

Органы валютного контроля в 2018 году

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

https://www.youtube.com/watch?v=PuLTw2ZHQR0

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты.

Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций.

Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Органы и агенты валютного контроля

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

https://www.youtube.com/watch?v=QzncD6xk-0I

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

https://www.youtube.com/watch?v=749qZhcicVw

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Валютное законодательство 2018: либерализация на фоне усиления контроля

Органы валютного контроля в 2018 году

В октябре 2018 года Министерство экономического развития представило на суд общественности план «Трансформация делового климата» (ТДК), разработанный совместно с представителями российского бизнеса.

Министерство предложило отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения и существенно снизить административные штрафы.

Предполагается также отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юридических лиц, а также снятие ряда ограничений по зарубежным счетам для лиц физических.

У россиян, живущих «на два дома» или ведущих бизнес за рубежом, теперь не отберут деньги за аренду или продажу зарубежного жилья, или средства, заработанные на иностранной бирже, а компании –экспортеры получат месячную отсрочку по выполнению своих валютных обязательств. План поддерживают также Министерство Финансов и Центробанк РФ.

Новые инициативы

Правительство РФ еще с 2017 года взяло курс на либерализацию валютного законодательства. Так, граждан РФ, проживающих большинство времени за границей, освободили от требований валютного контроля, затем Минфин представил ряд законопроектов о снижении административной нагрузки на бизнес в области валютного контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=Rgn6llFmMt0

Сейчас экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку об установленных внешнеторговыми контрактами сроках оплаты.

Если деньги пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75–100% суммы сделки.

Срок давности привлечения к ответственности — два года.

План Минэкономразвития включает предоставление бизнесу отсрочки в 30 дней, в течение которых экспортеры могут получить валютную выручку на счета в российских банках без штрафных санкций. Аналогичный 30-дневный период предусматривается и для российских импортеров, которые заплатили нерезиденту за товар, но еще не получили его.

Предельные штрафы за нарушение обязанности по зачислению средств по контрактам на счета в российских банках предложено снизить до 5% от суммы денежных средств или заменить их предупреждениями.

Максимальный штраф за нарушение этих требований сейчас составляет 100%, и такие же штрафы ожидают российских граждан, которым в общем случае запрещено получать средства на счета в зарубежных банках, за исключением ограниченного перечня разрешенных операций.

Нынешняя инициатива Минэкономразвития идет дальше текущего законопроекта правительства, в котором штрафы для экспортеров и импортеров предложено снизить до 5–30%.

При этом, для избранных «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности», критерии которых должно определить правительство, предложено вовсе отменить штрафы за срыв сроков поступления валютной выручки.

Кроме того, Минэкономразвития выступает за полную отмену штрафов для банков, являющихся агентами валютного контроля, за задержку подачи отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам. За несвоевременную подачу отчетности для юрлиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 600 тыс. руб. в зависимости от длительности задержки.

В плане министерства также есть пункт об отмене уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Максимальное наказание по этой статье сегодня составляет до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб.

В перспективе обсуждается переход от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. Также в плане «ТДК» предложено определить понятие и критерии «сомнительной сделки» и механизм выявления таких валютных операций.

Однако любая свобода неотделима от контроля за соблюдением прав всех сторон, поэтому невозврат средств не отменяет строгой отчетности по их получению от контрагентов, хотя бы и на зарубежные счета, а свободное зачисление на личные счета будет возможно только из стран ОЭСР/ФАТФ.  

Краткая история валютного законодательства

Уже третий год подряд, начиная с 2016 года, российский Минфин проводит политику постепенного снятия валютных ограничений, часто при некотором сопротивлении Центробанка, выполняющего роль гаранта стабильности на финансово-валютном рынке, и стремящегося не допустить резких изменений в этой сфере.

Нынешний год особенно богат изменениями в валютном законодательстве, причем с самого первого дня: 1 января 2018 года все обладатели российских паспортов проснулись валютными резидентами РФ, даже те из них, кто уже много лет не посещал свою историческую родину.

Таким образом, ожидания многих, что валютное резидентство будет приравнено к налоговому, не оправдались.

Наоборот, если раньше валютными резидентами становились только те из живущих за рубежом соотечественников, кто приезжал в Россию хотя бы на один день в году, то теперь валютными резидентами стали все лица, имеющие российское гражданство.

С другой стороны, с начала этого года законодатель расширил перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц за рубежом, позволив, в том числе, получение на такие счета средств от продажи надвижимости. Правда, только расположенной в странах ОЭСР или ФАТФ и участвующих в автоматическом обмене финансовой информацией.

Видео:Валютный контроль после инструкции 181-И. Паспортов сделок нет. Как проводить валютные операции?Скачать

Валютный контроль после инструкции 181-И. Паспортов сделок нет. Как проводить валютные операции?

К сожалению, ряд популярных у россиян стран до сих пор не входят ни в одну из этих организаций. Поэтому продав, например, квартиру или виллу на Кипре или в Таиланде и зачислив деньги на счет за рубежом, вы рискуете получить штраф в размере до 100% от стоимости недвижимости. Это если покупатель – иностранец.

Если же покупатель – тоже россиянин, проживающий постоянно в РФ, то штраф будет при купле-продаже в любой стране.

https://www.youtube.com/watch?v=8U-HPtm_rHc

Но хуже всего пришлось тем, кто давно уже живет за рубежом, да еще и в стране, не входящей в ОЭСР/ФАТФ, думать забыл про российские законы, но сохранил российское гражданство.

Продаст свою виллу такой новый гражданин того же Кипра или Мальты, получивший паспорт по инвестиционной программе, и теоретически, может получить требование от российской ФНС об уплате штрафа в размере полной стоимости недвижимости.

Не входят в перечень «разрешенных» для валютных операций, например, следующие страны, популярные у состоятельных бизнесменов:

  • крошечные, но богатые Андорра, Лихтенштейн и Гибралтар
  • члены ЕС — Болгария и Кипр
  • кандидаты в ЕС — Сербия и Черногория
  • США, поскольку эта страна не присоединилась к автоматическому обмену

Какие еще поправки предшествовали проекту ТДК?

В сентябре завершилось общественное обсуждение проекта изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», подготовленного Минфином месяцем ранее.

В редакции от 28 декабря 2017 года требования к резидентам, имеющим счета в зарубежных банках и совершающим сделки с нерезидентами, выглядят достаточно жесткими.

Например, они обязаны информировать налоговые органы по месту своего учета обо всем, что происходит с их зарубежными счетами и средствами на них.

Будь то открытие или закрытие счета в зарубежном банке, получение средств или списание – независимо от суммы – обо всем этом граждане Российской Федерации, проживающие на территории РФ более 183 дней в году, должны отчитываться пред налоговыми органами.

Этот же момент в редакции сентября 2018 года выглядит более либеральным. Скажем, Министерство Финансов предлагает освободить всех налоговых резидентов РФ от обязанности постоянно отчитываться перед налоговыми органами о движении средств на зарубежных счетах.

Кроме того, в августовской редакции к видам получения дохода за рубежом, средства от которых могут быть без ограничений зачислены на зарубежные счета резидентов РФ, добавлены выигрыши в лотерею, на тотализаторе, доходы от реализации драгоценных металлов. Эта мера наверняка поможет вывести из тени целый пласт финансовых операций и вернет немало российских резидентов в правовое поле, что обеспечит в свою очередь и приток налоговых выплат

Однако такие смягчения коснутся лишь тех резидентов, у которых счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, и которое при этом присоединилось к соглашению по международному автоматическому обмену финансовой информацией, либо имеет соответствующие договоренности с Россией.

Кроме того, все это относится лишь к счетам с общей суммой зачисленных средств за отчетный период (год) не превышает 600 тыс. руб. либо валютный эквивалент 600 тыс. руб. (или остаток средств не превышает данную сумму) по курсу на 31 декабря отчетного года.

Ограничения существенные, однако наши граждане, которые почувствуют облегчение в связи с нововведениями, довольно многочисленны. Нужно отметить, что оговорка о членстве страны, где открыт зарубежный счет резидента, в перечисленных выше организациях и соглашениях, действует во всех пунктах Закона.

То есть если страна не входит в данные перечни, то смягчающие нововведения не действуют для резидентов, хранящих свои средства на счетах в банках этой страны.

Изменения для российских юридических лиц

Что касается деятельности юридических лиц, ведущих бизнес с иностранными компаниями, то в новых поправках для этой категории резидентов есть немало положительных моментов в плане либерализации контролирующих мер и сокращения количества отчетной документации.

Например, с 1 марта текущего года уже не требуется оформление паспортов сделок. Вместо этого нужно ставить внешнеторговые контракты на учет, но и это касается только сделок с объемом, превышающим 3 млн рублей для договоров импорта и 6 млн рублей для экспортных сделок.

Не требуется предоставление в уполномоченные банки справок об осуществлении организацией валютных операций, но вместо этого необходимо предоставлять сами документы по проведенной операции, и при этом эти документы нужно будет сопровождать справкой о подтверждающих документах, которая является единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов РФ. Ценность данного нововведения с точки зрения облегчения для бизнеса представляется нам достаточно спорным. Хотя ради справедливости, заметим, что на суммы менее 200 тыс. рублей данное ограничение не распространяется, и по таким контрактам вообще никаких справок не требуется.

https://www.youtube.com/watch?v=_sO1hz-2XC8

Предлагается смягчить штрафные санкции за нарушение валютного законодательства как для физических, так и для юридических лиц.

Теперь резидент имеет в запасе 30 календарных дней, чтобы перевести средства в уполномоченный банк, в то время как ранее он оказывался в статусе нарушителя сразу после зачисления средств на счет в «неправильный» банк. К тому же, размеры штрафов в новом Законе предлагается сократить втрое.

Однако при этом добавлены новые основания для отказа в осуществлении валютных операций уполномоченными банками за рубежом и российскими банками. Это нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Закона, неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ» Закона, нарушение требований ст.

14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Закона. И больше всего нас беспокоит новый пункт этого перечня: «Неисполнение других актов валютного законодательства».

С нашей точки зрения, данная формулировка порождает правовую неопределенность и дает основания должностным лицам сферы валютного контроля к безосновательному отказу в совершении валютных операций.

Либерализация валютного контроля – на благо отечественного бизнеса

Даже при всей неоднозначности отдельных положений нового Закона и поправок, вносимых в течение 2018 года, очевидно одно – для Российского государства в этом Законе немало плюсов, причем как на сегодня, так и в долгосрочной перспективе. Так, например, очевидно, что главная цель Минфина – продвинуть национальную валюту.

По новому законодательству отменяется требование обязательного возврата экспортной выручки в Россию, если оплата по контракту с нерезидентом осуществляется в рублях. До сих пор репатриация выручки была обязательна, независимо от того, в какой валюте проводилась оплата. Теперь же возвращать на Родину нужно только выручку в валюте.

Это будет мотивировать российские компании договариваться с иностранными контрагентами об оплате в рублях.

Напомним, что Председатель совета Центра Стратегического развития Алексей Кудрин выступил недавно с инициативой о смягчении мер валютного регулирования вплоть до полной отмены валютного контроля.

Видео:Либерализация валютного контроля в 2020 году I Послабления для бизнеса от Минфина в 2020 году.Скачать

Либерализация валютного контроля в 2020 году I Послабления для бизнеса от Минфина в 2020 году.

Среди ключевых проблем отечественного бизнеса были названы сложная отчетность по валютным операциям, запрет валютных операций между резидентами, а также необходимость репатриации экспортной выручки.

Утверждается, что ослабление валютного контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности» (пояснительная записка к майской редакции проекта Закона).

Отмену валютного контроля предложено провести поэтапно. В 2018 году предлагается отменить требования по репатриации экспортной выручки, установить открытый режим использования иностранных счетов, а отчетность по зарубежным счетам перенести в налоговую сферу.

Далее, уже в 2023–2020-е годы планируется отмена отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах ОЭСР, FATF, и с которыми Россия начала автоматически обменивается финансовой информацией по стандартам CRS.

Это будет означать, что российские физические и юридические лица будут гораздо более свободны в общении с иностранными контрагентами и получат возможность выбора – где хранить и преумножать свои капиталы.

Валютный контроль 2018 штрафы

Органы валютного контроля в 2018 году

О существовании валютного законодательства знает не каждый рядовой житель России. По большей части оно касается юридических лиц, ведущих деятельность с контрагентами из других стран.

Чаще всегоответственность у них наступает из-за несвоевременной сдачи отчетности. Таможенным и административным кодексами предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валюты. Чаще всего за нарушение валютного законодательства взыскиваются штрафы.

Разберемся, какую ответственность придется нести в разных случаях.

Основные моменты валютного законодательства

Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии.

Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки.

За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:

  • лишить лицензии и разрешений на работу;
  • приостановить деятельность этих документов.

Чаще всего нарушения связаны с сокрытием доходов от продажи или экспорта выручки. По закону, она должна зачисляться на счета российских банков, имеющих лицензию на деятельность на территории страны.

https://www.youtube.com/watch?v=ThivKUtXeeg

Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.

Ответственность по КоАП

Административный кодекс предусматривает целый ряд штрафов. Согласно его статьям 15.25, 19.4 и 19.7, караются следующие нарушения:

  1. Операции с дорожными чеками и валютой, в том числе произведение расчетов без участия банков, уполномоченных на работу с иностранными денежными знаками. К этому нарушению приравнено зачисление прибыли от сделок на счета в иностранных банках. По этому нарушению накладывается штраф на должностных и физических лиц, а также на предприятие в целом. Заплатить придется от ¾ до полной стоимости незаконной операции.
  2. Нарушение формы или сроков предоставления отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках. Сюда входит изменение реквизитов счета, его открытие или закрытие. Граждане за это могут заплатить от 1 000 до 1 500 рублей, должностные лица 5-10 тысяч, предприятия от 50 до 100 тысяч.
  3. Полное непредставление отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках карается большими штрафными санкциями, возлагаемые на физических лиц от 4 до 5 тысяч рублей, должностных лиц от 40 до 50 тысяч, предприятий от 800 до 1000 тысяч рублей.
  4. Несвоевременное зачисление на счета российского банка сумм от нерезидентов за переданные им товары или услуги. Штрафуют в этом случае предприятия, являющиеся резидентами РФ, и должностных лиц. За каждый день просрочки начисляется по 1/150 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. В некоторых случаях отдать придется от ¾ до полной суммы, которая была не зачислена на банковский счет.
  5. Если товары или услуги передавались не на территории РФ, а расчеты велись в иностранном банке, то резидент обязан вернуть денежные средства в Россию. В этом случае взыскать могут от ¾ до целой суммы денежных средств, которые не были возвращены.
  6. Одним их частых нарушений является несоблюдение отчетности и ее форм. Необходимо фиксировать все операции, а также движения по вкладам в иностранных банках. Важно также правильно оформлять паспорта сделок. Государством регламентируется и срок хранения отчетных документов. За все нарушения в документообороте устанавливается штраф для граждан от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц от 4 до 5 тысяч, для предприятий от 5 до 15 тысяч.
  7. Если нарушены сроки предоставления в контролирующие органы отчетов или подтверждающих документов, то придется расстаться должностным лицам с суммой от 500 до 1 000 рублей, а юридическим – с 5-15 тысячами. Если просрочка превысит 10 дней, то придется отдать больший штраф. Должностным лицам придется внести от 2 до 3 тысяч рублей, а предприятиям придется заплатить 20-30 тысяч. Если по истечению 30 дней отчетность так и не представлена, то должностные лица согласно КоАП должны заплатить государству от 4 до 5 тысяч рублей, а предприятия от 40 до 50 тысяч.

За неповиновение органам, осуществляющим контроль за исполнением законодательства, граждане могут заплатить от 500 до 1 000 рублей, а должностные лица – 2-4 тысячи.

При повторных нарушениях суммы штрафов возрастают в несколько раз, они исчисляются десятками тысяч рублей, а предприятия могут отдать сотни.

Заранее нельзя сказать, сколько придется отдать за то или иное нарушение, ведь это зависит от тяжести правонарушения и сопутствующих факторов.

Какие изменения в валютном законодательстве будут приняты в 2018 году

В ближайшем будущем положения валютного законодательства могут измениться. В Госдуме рассматривается пакет поправок в действующие кодексы. Наиболее актуальные из них:

  1. Возможность зачисления средств от продажи физическими лицами ценных бумаг на зарубежные счета. По действующим законам, эта мера деофшоризации экономики начнет действовать с начала 2018 года. Депутаты хотят легализовать такие сделки уже сейчас.
  2. Средства, предоставленные нерезиденту по договору займа, должны быть репатриированы в РФ. Это позволит противодействовать незаконному выводу средств при помощи займов в иностранные банки.
  3. На стадии разработки находится законопроект об установлении статуса валютного резидента зафизическими лицами, которые пребывают на территории РФ более 183 дней в году. Они должны будут отчитываться по наличию вкладов и движению средств на зарубежных счетах.

Последний законопроект отправлен на доработку, поэтому в ближайшее время он принят не будет. Хотя его называют одним из самых актуальных на данный момент, ведь большое количество граждан России теперь живет на две страны.

Можно ли оспорить выписанные штрафы

Если ФНС или Росфиннадзор выписал вам штраф, то можно попытаться через суд смягчить выписанное постановление или добиться его отмены. Для этого можно пойти двумя путями:

  • попытаться доказать, что нарушение малозначительно;
  • привести в качестве аргументов в свою пользу наличие смягчающих обстоятельств.

Критериев малозначительности нарушений нет, поэтому, рассматривая дело о штрафе в индивидуальном порядке, суд может принять ваши аргументы или посчитать их несущественными. Избавиться в судебном порядке легче всего от штрафов, которые назначены за технические ошибки в оформлении подтверждающих документов или справок о валютных операциях. Например, такими недочетами могут быть:

  • неправильно указанные коды операций;
  • в сделках с отсрочкой платежа не прописана через черту сумма отсрочки, а указана лишь общая стоимость контракта.

В отношении подобных недочетов можно заявить, что неправильное заполнение справок и отчетов нельзя посчитать за нарушение порядка отчетности. Часто суд соглашается, что действительно тут не за что штрафовать.

https://www.youtube.com/watch?v=EWjsKkztVGA

Малозначительность нарушений не зависит от длительности просрочки подачи документов контролирующим органам. Иногда суд прощает подачу документов спустя 27 дней после установленного срока, в других случаях малозначительным нарушение не признается, если отчеты представлены через 3 рабочих суток.

Объясняется это тем, что некоторые судьи считают, что просрочка является пренебрежением валютного законодательства со стороны организации.

В качестве дополнительного аргумента в пользу решения оставить штраф без изменения судьи приводят то, что санкции уже заложены в КоАП, исходя из количества дней просрочки.

В качестве смягчающих обстоятельств можно привести: отсутствие нарушений ранее, тяжелое финансовое положение компании или подачу документов до привлечения вас к ответственности. Финансовые трудности предприятия необходимо подтвердить документально. Если суд примет такие аргументы в вашу пользу, то штраф будет минимальным.

Новые правила и штрафы в сфере валютного регулирования с 2018 года

В 2018 году вступают в силу изменения, касающиеся валютного регулирования и контроля — валютных операций, репатриации (возврата в Россию) выручки по внешнеторговым контрактам, оформления паспортов сделок, а также ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Комментируют изменения эксперты 1С.

Предоставление банкам более точных сведений о внешнеторговых сделках

Видео

Марина Арсланова об изменениях требований валютного контроля с 01.03.2018г.Скачать

Марина Арсланова об изменениях требований валютного контроля с 01.03.2018г.

Часть 4. Ужесточение контроля за закупками по 223-ФЗ в 2018 годуСкачать

Часть 4. Ужесточение контроля за закупками по 223-ФЗ в 2018 году

Что такое валютный контроль?Скачать

Что такое валютный контроль?

кейсы по налоговому, валютному и таможенному контролю 2019Скачать

кейсы по налоговому, валютному и таможенному контролю 2019

Валютный контроль внешнеторговых операцийСкачать

Валютный контроль внешнеторговых операций

Иностранный счет и валютный контроль с 2020 года Практическое руководствоСкачать

Иностранный счет и валютный контроль с 2020 года  Практическое руководство

ВЭД. Изменения по валютному контролюСкачать

ВЭД. Изменения по валютному контролю

Изменения в валютном законодательствеСкачать

Изменения в валютном законодательстве

Валютный контроль для малого бизнесаСкачать

Валютный контроль для малого бизнеса

10.9 Валютное регулированиеСкачать

10.9 Валютное регулирование

Валютные операции в коммерческих банках.Скачать

Валютные операции в коммерческих банках.

💱Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попастьСкачать

💱Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Онлайн-семинар «Валютный контроль: кто кого контролирует и зачем?»Скачать

Онлайн-семинар «Валютный контроль: кто кого контролирует и зачем?»

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 марта 2019 г.Скачать

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 марта 2019 г.

Анализ особенностей валютного регулирования в государствах-членах ЕАЭС. Круглый столСкачать

Анализ особенностей валютного регулирования в государствах-членах ЕАЭС. Круглый стол
Поделиться или сохранить к себе: