- Что такое ограничение конкуренции?
- Экономическая сущность конкуренции
- Нормативная база
- Наказание по КоАП РФ
- Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции
- Состав преступления по ст. 178 УК РФ
- Уголовное наказание за картельный сговор
- Как подать жалобу в ФАС?
- Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ
- Особенности злодеяния
- Понятие и правовая характеристика
- Состав преступления и квалифицирующие признаки
- Нормы, регулирующие вопрос
- Виды
- Агрессивное использование преимущества
- Создание соглашений
- Действия органов власти
- Правовое регулирование
- Наказание и ответственность
- Судебная практика
- Монополистические действия и ограничение конкуренции
- Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база
- Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений
- Жалоба в ФАС на ограничение конкуренции
- Общие понятия
- Монополистическая деятельность
- Статья и ответственность
- Жалоба в ФАС
- Заключение
- Видео
Что такое ограничение конкуренции?
Рыночная экономика функционирует и развивается на принципе свободной конкуренции. Никто из хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, не имеет права препятствовать деятельности других компаний в борьбе за покупателя.
От рыночных сговоров страдает, в том числе, и вся экономика страны. Именно поэтому, за совершение нарушений в области конкуренции предусмотрена реальная ответственность, вплоть до уголовной.
Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) – это экономическое преступление, противоречащее антимонопольному законодательству страны.
Экономическая сущность конкуренции
Конкуренция – это соперничество на рынке хозяйствующих субъектов, при котором каждый из них своими действиями ограничивает возможность другого влиять на рынок.
При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.
Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.
Конкуренция встречается лишь в двух видах:
- Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
- Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.
В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Ограничение конкуренции – это осуществление определенных действий или мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции.
Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.
Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:
- ИП;
- Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
- Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.
Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».
Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:
- Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
- Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
- Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
- Согласование своих действий предприятиями;
- Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
- Заключение соглашений между участниками рынка.
При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.
Гоняясь за лидерством на рынке и запредельной прибылью, компании могут чинить препятствия новым участникам рынка, менять цены на товары, имеющие стабильный спрос, а также совершать различные манипуляции с торгами.
Нормативная база
Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.
Итак, ограничение конкуренции регулируется:
- ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
- КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
- УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
- ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
- Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
- Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.
Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.
Наказание по КоАП РФ
Ст. 14.9 непосредственно регламентирует применение административного наказания в отношении органов власти и местного самоуправления. В правовой норме четко указаны категории, к которым применима административная ответственность.
К ним относятся:
- Должностные лица федеральных органов исполнительной власти;
- Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ;
- Должностные лица органов местного самоуправления;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Лица, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.
Применение статьи КоАП РФ допустимо в случае, если выше указанные лица осуществляли действия, приводящие к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, свободного перемещения товаров, а также к ограничению свободной экономической деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=HnIdn08MO9E
Административные нарушения в сфере антимонопольного законодательства наказываются штрафом за ограничение конкуренции от 15 до 50 тыс. рублей.
Когда должностное лицо, допускает повторное нарушение КоАП в сфере антимонопольного законодательства, в отношении него применяется санкция в виде дисквалификации до 3 лет.
Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции
Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.
Для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ необходимо доказательство факта заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.
В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.
Состав преступления по ст. 178 УК РФ
Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.
Состав преступления выглядит следующим образом:
- Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
- Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
- Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
- Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.
Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.
Уголовное наказание за картельный сговор
Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:
- Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
- Принудительные работы до 3 лет;
- Лишение свободы до 3 лет.
В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.
Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:
- Использование осужденным своего служебного положения;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
- Особо крупный размер ущерба или дохода.
Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.
В случае, если при осуществлении ограничения конкуренции, применялось насилие или даже его угроза, в отношении осужденного лица может быть применено лишение свободы сроком до 7 лет.
Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.
По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.
Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.
Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:
- Крупный доход – более 50 млн рублей;
- Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
- Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
- Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.
Как подать жалобу в ФАС?
Каждый гражданин имеет законное право на обращение в письмом или жалобой в индивидуальной или коллективной форме в ФАС. Вариантов обращения существует несколько: письменный, электронный, по телефону, через специальную форму на сайте ФАС.
Обращение или жалоба в ФАС будут рассмотрены в течение 30 дней.
Жалобы на действия конкурентов в сфере контрактных закупок рассматриваются намного быстрее, чем обычные жалобы и обращения в сфере нарушения антимонопольного законодательства. По ФЗ №44 жалобы рассматриваются в течение 5-7 дней.
Чтобы Ваше обращение было принято ФАС в нем необходимо в обязательном порядке указать следующую информацию:
- Наименование государственного органа или его начальника, которому адресовано обращение;
- Ваши контактные данные для идентификации заявителя и обратной связи;
- Суть жалобы со ссылкой на нарушенные нормы ФЗ;
- Дата и подпись.
Хорошо, если для подтверждения своих слов заявитель приложит документальные доказательства. Это могут быть фиктивные технические задания, распечатки сговора и др.
У ФАС есть 3 дня на регистрацию жалобы или обращения.
В 2023 году также можно оставить обращение об известных фактах ограничения конкуренции через портал Государственных услуг. Вынесенное ФАС решение всегда можно обжаловать. Порядок обжалования можно узнать в Общественной приемной ФАС РФ или по телефону горячей линии.
https://www.youtube.com/watch?v=4mxpdv-iDAA
Конкуренция носит безусловный характер, она гарантирована Конституцией РФ и поддерживает всю экономическую рыночную систему страны.
Ограничение конкуренции или картельный сговор способны нанести существенный вред, как благополучию отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, так и экономическому развитию России, в целом.
Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ
В современном мире практически каждый может попробовать себя в роли бизнесмена. Из-за этого на рынке достаточно хорошо себя чувствует конкуренция, условий для ее существования и развития во многих отраслях много. Однако многие вследствие ведения нечестной борьбы могут попытаться ограничить конкуренцию противника, но тут же получат за это наказание по определенным критериям.
Сегодня мы поговорим про понятие такого экономического преступления, виды и нормы в законах, например, ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Особенности злодеяния
Сразу же возникает вопрос: «Как же действовать в условиях соперничества, если ограничивать конкуренцию нельзя?». Частично ответить на него позволяет определение конкуренции – состязательность двух субъектов в рамках уменьшения тотального влияния какой-либо из сторон на состояние рынка.
Достаточно важно, чтобы недовольная сторона четко знала, к какому нормативному акту необходимо обратиться в случае возникновения ограничения конкуренции. Это значительно упрощает и ускоряет процесс подачи жалобы и рассмотрения дела.
О размере ущерба при ограничении конкуренции расскажет этот видеосюжет:
Понятие и правовая характеристика
Посягательство на свободу конкуренции и ограничение монополистической деятельности, нарушение баланса рыночной экономики является ограничением конкуренции.
Почти всегда это понятие шагает рядом с антимонополией.
Монополистическая деятельность также направлена на устранение, ограничение или запрет конкуренции, что противозаконно, реализуется она хозяйствующими субъектами или федеральными органами исполнительной власти.
Объектом большинства преступлений по ограничению конкуренции является целостность рыночного равновесия, объективная сторона создается при ее нарушении. Субъекты:
- Руководители коммерческих (некоммерческих) организаций;
- Руководители объединений (коммерческих);
- ИП (индивидуальные предприниматели);
- Должностное лицо федеральных, субъектных исполнительных органов;
- Должностные лица органов местного самоуправления.
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Совершение монополистических действий и ограничения конкуренции служат основой состава преступления. Особый вид состава дополнен сговором группы лиц и/или согласованными действиями, направленными на реализацию состава преступления.
Квалифицирующим признаком ограничения конкуренции является нарушение одного или нескольких условий гармоничного функционирования рынка, выражается оно в следующих характеристиках:
- Фиксация цен на уровне монопольно высоких или низких;
- Ограничение выхода на рынок конкурента;
- Сговор по захвату сегмента рынка;
- Установка и удержание определенной единой цены;
- Незаконное устранение соперников с рыночного поля.
О том, что говорит УК РФ в отношении недопущения ограничение или устранения конкуренции, читайте далее.
Нормы, регулирующие вопрос
За законность рынка отвечают статьи разной степени нормативных документов:
- УК РФ – 178 статья – непосредственно преступление в ограничении конкуренции;
- КоАП – 14.9 – ограничение только органами власти;
- Федеральный закон – 135 – защита конкуренции.
В некоторых случаях ограничения конкуренции применяются и статьт ФЗ № 44.
Наиболее полно раскрыта тематика данного преступления в Федеральном законе под номером 135. В нем по частям описаны все квалифицирующие признаки, суть преступления, описание действий антимонопольной структуры, правила государственного контроля.
Про ограничение конкуренции по срокам, по территориальному и иным признакам расскажем далее.
https://www.youtube.com/watch?v=S62-FHs6kPk
О внесении некоторых изменений в законодательство об ограничении конкуренции расскажет это видео:
Виды
Вопрос классификации ограничений конкуренции достаточно обширен, так как не совсем честные бизнесмены достаточно изобретательны в попытках добиться максимального дохода и захвата рынка товаров. Разобьем все ОК на три большие подгруппы:
Агрессивное использование преимущества
Агрессивное использование преимущества:
- Диктат ценовой политики;
- Ничем не обоснованная разная оценка одинаковых товаров, отмена производства популярного товара, блокировка выполнения договорных обязательств с потребителем;
- Формирование условий дискриминации;
- Территориальные запреты распространения (если особые условия не указаны в соответствующих документах);
- Препятствие появлению новых компаний на рынке.
Создание соглашений
Создание ОК соглашений, согласованные действия хозяйствующих субъектов:
- Создание картелей – объединение организаций, позволяющее сохранять независимость ее участникам, но в общем массиве придерживаться одной политики поведения (самое опасное формирование по отношению к антимонопольному закону);
- Согласованные не вынужденные условиями действия хозяйствующих субъектов.
Действия органов власти
Акты, действия, бездействие органов власти:
- Ограничивающие создание новых организаций;
- Устанавливающие запреты на реализацию определенных функций производства;
- Незаконно препятствующие деятельности организации;
- Формирующие определенные предпочтения покупателей по отношению к каким-либо предприятиям.
Правовое регулирование
В последние годы даже обычные граждане часто слышали выражение «антимонопольные службы». Это свидетельствует о том, что политика государства в данном вопросе достаточно четко описана, сфера тщательно изучается и многие ее аспекты освещены в текущем законодательстве.
Ограничение конкуренции и монополистическая деятельность ограничивается законами и нормативными актами, например, Постановлениями Правительства. Существуют статьи в Гражданском Кодексе, позволяющие еще более полно раскрывать ситуацию.
Про недопущение ограничения или устранения конкуренции, штраф и другие типы наказания, уголовную ответственность, расскажет следующий раздел.
Наказание и ответственность
Так как правовых документов в данной теме большое количество, наказания рассмотрим непосредственно касающиеся совершения преступления. КоАП предусматривает наказания для должностных лиц за ограничение конкуренции в виде штрафа (15-50 тыс. руб), а также дисквалификацию на три года.
178 УК РФ позволяет наказывать нарушителя:
Работы и лишение свободы сопровождается запретом занимать нарушителем определенных должностей.
Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности — частая тема в судебной практике, поговорим о ней далее.
Судебная практика
- Подсудимый получил взятку и указания действовать в интересах компании, которую представляло дающее взятку лицо. Защита пыталась доказать, что в данном действии присутствовал сговор, но суд решил, что состава преступления по статье 178 УК РФ в действиях подсудимого нет.
- Компания проводила незаконный конкурс по отбору управляющих компаний. На скамье подсудимых сотрудник компании, который свою вину не признавал. По статье 14.9 судом был назначен штраф 15 000 рублей.
О конкуренции и ее ограничении среди поставщиков расскажет специалист в видеосюжете ниже:
Монополистические действия и ограничение конкуренции
Wise 02 сентября 2015 09:55
Монополистические действия и ограничение конкуренции — преступные деяния в экономической сфере. Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен — все это уголовно наказуемо.
Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база
В законодательстве многих стран есть ответственность за ограничение конкуренции в торговой деятельности и монополизацию в определенной отрасли. Не стала исключением и Россия, в уголовном кодексе которой предусмотрены следующие статьи:
1. Статья 178 рассматривает вопросы, непосредственно касающиеся ограничения конкуренции и монополий.
Монополистические действия, которые подразумевают установку заниженных или завышенных цен, а также ограничение рыночной конкуренции (в том числе устранение других субъектов деятельности, поддержание или установка единых цен) подразумевают штрафные санкции с размером от 200 до 500 МРОТ или в объеме заработной платы осужденного (другого лица) в период от 2 до 5 месяцев. Более суровый вариант — арест на период в 4-6 месяцев или тюрьма — до пяти лет.
Совершение таких же действий, но уже группой лиц или их повторение подразумевают штраф (размер 500-700 МРОТ) или лишение свободы (можно получить срок до 2-5 лет).
Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет. При этом возможна конфискация имущества.
2. Статья 180 предусматривает наказание за противозаконное товарного знака, принадлежащего другому субъекту. Данное нарушение — прямая недобросовестная конкуренция. Это объяснимо, ведь знаки обслуживания, название точек происхождения, товарные знаки — все это индивидуально. Все права закреплены в Законе, а по ГК РФ возможно их применение только при согласии обладателя прав.
По сути, при таком виде преступления другое лицо незаконно использует товарный знак, название места, где изготавливается продукция, знак обслуживания и так далее. Обязательные признаки такого преступления — неоднократность деяния из-за существенного ущерба. Четкий размер законом не устанавливается.
Если преступление повторяется неоднократно, а в качестве последствий выступает крупный ущерб за незаконное применение индивидуальных отличий, то можно ожидать повышенную ответственность.
3. Статья 181 рассматривает проблемы, связанные с нарушение правил создания пробирных клейм. В объективную часть преступления можно включить — изготовление и сбыт продукции, применение государственного пробирного клейма, работы по подделке последнего.
К слову, процесс изготовления пробирных клемм и их применение — это государственная монополия. Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.
Преступление фиксируется после того, как оно уже было совершено. При этом факт наступления вреда от последствий в учет не берется. Обязательный признак такого правонарушения — личная заинтересованность. Форма — прямой умысел.
4. Статья 182 рассматривает ситуацию и наказание в отношении заведомо ложной рекламы. Объективная сторона нарушения закона — использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб. Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.
Ущерб, который причинен потребителям услуг и товаров по причине применения ложной рекламы, должен быть существенным. При этом в законе строгого оценочного признака попросту не существует.
Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений
Если приводить разъяснение к существующему нарушению, то здесь стоит выделить два основных деяния:
1. Ограничение доступа на рынок, его разделение, устранение конкурентов (субъектов экономической деятельности) и так далее.
Видео:Признаки незаконного ограничения конкуренцииСкачать
2. Установление монопольных завышенных или заниженных цен.
При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно — нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности — лица в возрасте от 16 лет.
Статья 178 уже не нова и первоначально в ней были задействованы положения УК РСФСР статьи 154.3.
В отличие от старой статьи незаконные деяния, связанные с выставлением завышенных (заниженных) цен, рассмотрены лишь как вариант совершения действий монополистической направленности.
В статье устранены специальные виды наказания, предусмотренные за несоблюдение предписаний антимонопольных органов. В юридически-технической статье установлено несколько составов преступления, ограниченных по ряду признаков:
— по ограничению конкуренции и совершению монополистических действий;
— по квалификационным признакам различной степени тяжести.
цель статьи 178 — оптимизировать работу товарного рынка и обеспечить уголовно-правовую охрану порядка. При этом сводится к минимуму риск недобросовестной конкуренции и монополии в сфере рыночной деятельности. Отдельное место занимает еще одна задача статьи — защитить интересы и права граждан и страны, которые не являются субъектами хоздеятельности.
Статья 178 охватывает все отношения, связанные с рыночными отношениями и конкуренцией, в которых принимают участие иностранные и российские структуры, субъекты публичного права и даже физические лица.
Монополистические действия определяются как те, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Сюда относится деятельность или бездействие определенных субъектов.
К данной категории можно отнести структуры исполнительной власти, муниципального управления и так далее.
Стоит отметить, что в 1995 году был выпущен Федеральный закон, в котором прописывались все нюансы государственных монополий. В нем устанавливался особый порядок взаимоотношений, который подразумевал участие естественных монополий, а именно субъектов (юрлиц), играющих особую роль в производстве или продаже товаров.
Под этим понималось такое состояние рынка, когда удовлетворение спроса было эффективнее при отсутствии на рынке конкуренции со стороны других субъектов.
Еще один признак в том, что продукция, которая изготовлена представителями естественной монополии, не может быть заменена другим товаром, что позволяет по собственному усмотрению регулировать стоимость.
Законодательно установлена целая группа сфер деятельности, в которых актуальна монополия. К таковым можно отнести — транспортировку нефти, перегонку нефтепродуктов по трубопроводам, услуги по передачи электроэнергии, услуги, предоставляемые транспортными терминалами, почтовой и электрической связью, портами и так далее.
Важный момент — монопольно завышенная цена. К данной категории можно отнести стоимость продукции (товара), которая устанавливается участником предпринимательской деятельности.
Последний может быть монополистом на товарном рынке или выступать в роли доминирующего предприятия.
Основная цель — компенсироваться собственные затраты, вызванные неполным применением мощностей в производстве и получении новой прибыли по причине снижения качества продукции.
В свою очередь, монопольно заниженная цена — стоимость продукции, которую устанавливает субъект предпринимательской деятельности. задача — компенсации расходов или получение прибыли за счет реализатора (продавца).
У данного термина есть и второе определение, в котором монопольно заниженная цена — это стоимость продукции, приводящая к убыткам от реализации данного товара.
Цель в этом случае — ограничить конкуренцию и вытеснить другого субъекта с рынка.
Особого внимания заслуживает и сам факт доминирующего положения. Здесь речь идет об экономическом субъекте, который не имеет заменителя. При этом он способен воздействовать на условия обращения продукции на рынке товаров или усложнить процесс допуска других товаров. В роли доминирующего признается тот субъект, часть которого на рынке составляет от 65% и больше.
Факт ограничения конкуренции — вид монополии, когда в процессе деятельности грубо нарушаются права других участников рынка. Сюда же относится соответствующие действия субъектов РФ (в том числе и местных структур), а также заключение договоров субъектов друг с другом.
Объективной стороной монополистических сделок является:
— принятие решений по изменению стоимости;- распространение цены в границах, которые определены доминирующим положением на рынке товаров;- применение цены без каких-либо льгот;
— доминирование на рынке и так далее.
Подобные преступления, как правило, совершаются умышленно. Основная цель — недоопустить, устранить или ограничить конкурентов с основной целью — повысить прибыль и (или) ограничить свои затраты.
Жалоба в ФАС на ограничение конкуренции
Здравая конкуренция в любой сфере деятельности приносит только пользу, так как заставляет конкурирующих между собой людей/организации заниматься личным самосовершенствованием и улучшением предлагаемых услуг или товаров.
Видео:Уголовная ответственность за ограничение конкуренции: практика применения ст. 178 УК РФСкачать
Но, к большому сожалению, многие бизнесмены, а именно об этой сфере и пойдёт речь, в желании личного обогащения нарушают не только негласные законы ведения бизнеса в рамках честного соперничества, но также и нарушают ряд нормативно-правовых актов, что, соответственно, преследуется по закону.
В настоящей статье речь пойдёт о правовом регулировании подобного соперничества, а также об ограничениях монополистической деятельности и о правилах грамотного и корректного обращения в Федеральную антимонопольную службу.
Как подготовить жалобу в ФАС при ограничении конкуренции.
Общие понятия
Итак, что же такое конкуренция. Для получения ответа на этот вопрос следует обратиться к положениям пункта 7 статьи 4 Федерального Закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
В нём говорится, что под данным термином подразумевается правомерное соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
https://www.youtube.com/watch?v=JuRs8dRiIzY
В определении приведены такие термины как: «хозяйствующий субъект» и «товарный рынок», которые будут встречаться и далее, поэтому стоит пояснить и их.
Под хозяйствующим субъектом понимается любая организационно правовая форма, направленная на получение определённого дохода со своей деятельности, в том числе и физические лица, не относящиеся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но осуществляющие свою доходную деятельность на законных основаниях.
Товарный рынок – это сфера обращения, в границах которой реализована возможность приобрести товар. Эта сфера обширна, в связи с этим её нельзя сузить до определённой площадки, более понятные для граждан в виде розничных площадок или оптовых складов. По сути, товарный рынок объединяет в целом объекты экономики, которые подразумевают возможность реализации отношений продавец – покупатель.
Этим же Федеральным Законом, а именно ст. 4 п. 17 предоставляется перечень признаков, характеризующих ограничение конкуренции, к ним относятся:
- изменение цен в большую или меньшую сторону без необходимости, связанное с изменениями общих условий товарооборота на рынке;
- создание условий по ограничению возможности появления новых хозяйствующих субъектов;
- заключение соглашений между субъектами на монопольно высокую или низкую стоимость товаров.
Перечень не исчерпывающий, так как рассматриваемое определение обширное и может включать в себя множество форм реализации ограничений по ведению честного бизнеса в рамках правового поля.
Монополистическая деятельность
Наверняка многим известна игра под названием «Монополия», главной целью которой является выкуп всех предприятий/организаций на карте.
Существует огромное количество разновидностей этой игры, но главный смысл остаётся единым – это полное превосходство или же монополия по отношению ко всем другим игрокам.
Монополистическая деятельность, по своей сути, практически идентична этой игре, так как подразумевает под собой осуществление действий, направленность которых заключается в устранении, недопущении или ограничении конкуренции.
Выделяют три вида монополистической деятельности:
- Договорная/коллективная конкуренция предполагает соглашение между субъектами, непосредственно не имеющими фактического соперничества, на монополию на рынке. К примеру, два субъекта – 1-ый занимает ключевую долю на рынке, 2-ой является поставщиком для первого субъекта. Такое соглашение получило название «вертикальное».
- Индивидуальная конкуренция – это злоупотребление организацией, выпускающей определённые виды товара, своим господствующим положением на рынке.
- Внедоговорная конкуренция обуславливается заключением договора/соглашения без фиксации его на бумаге.
Статья и ответственность
Принимая во внимание всё вышеописанное, следует перейти непосредственно к основной составляющей настоящей статьи, а именно к установленной ответственности за ограничение конкуренции. В рамках Уголовного кодекса РФ выделена статья под номером 178. Последнюю редакцию положения статьи приобрели в 2015 году и сейчас выглядят следующим образом:
- Ограничение конкуренции путём заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещённого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до одного года либо без такового.
Итак, что такое соглашение, в том числе и вертикальное, и в чём оно может заключаться, было рассмотрено выше, поэтому стоит отдельно разобрать понятие «картель». Картель в соответствии с 11 ФЗ № 135 – это соглашение, приводящее к:
- отказу от заключения договоров между заказчиком и поставщиком;
- уменьшению или полному прекращению производства товаров;
- делёжке товарного рынка на территориальные субъекты, на зоны, зависящие от объёмов купли-продажи или предлагаемого ассортимента;
- контролю цен на торгах.
В части 1 установлено два вида последствий: 1-ый – это крупный ущерб, 2-ой – это доход в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя к 178 УК РФ, крупным ущербом признаётся сумма от 10 млн. рублей до 30 млн. рублей, а доходом в крупном размере – сумма от 50 млн. рублей до 250 млн. рублей.
- Те же деяния:
- совершённые лицом с использованием своего служебного положения;
- сопряжённые с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
- причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет или без такового.
https://www.youtube.com/watch?v=6O1B43F3bsE
Начиная с части 2, статья 178 УК РФ раскрывает квалифицирующие признаки, отягощающие вину обвиняемых лиц и существенно добавляющих в тяжести окончательного наказания.
Если с пунктом «а» всё максимально понятно, то пункт «б» включает в себя несколько интересных моментов. Как видно, рассматриваемое преступление может сопровождаться фактическим повреждением или уничтожением чужого имущества, или выглядеть в форме угрозы применения данных незаконных мер, но они не должны быть в форме вымогательства.
Например: Организация «N» крайне остро конкурировала с организацией «A» и существенно проигрывала в этом соперничестве. Понимая, что ситуация во многом безвыходная, руководство организации «N» решилось на крайние преступные меры – уничтожить склад с продукцией «A», дабы убрать соперника с рынка и успеть закрепиться на ведущей роли на время восстановления работы «А».
Из примера видно, что уничтожение имущества носило только сопернический характер, без выдвижения требованием организацией «N» к своему сопернику в виде того, что если последняя не уйдёт с товарного рынка, то их имущество будет уничтожено.
Возможно, пример грубый, но в достаточной степени поясняет суть пункта «б». Как и с определением крупного ущерба и дохода, установлены разграничения в диапазоне сумм, это же относится и к определению особо крупного ущерба или дохода – 1-ый – это превышение пределов суммы в 30 млн.
рублей, 2-ой – в превышении границ в 250 млн. рублей.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет.
Конечно же, принимая во внимание колоссальные денежные средства, оборот которых характерен для сферы бизнеса, неудивительно, что рассматриваемое преступление может сопровождаться применением насилия или же угрозой его применения.
Следует понимать, что диспозиция части 3 статьи 178 УК РФ охватывает в целом причинение или угрозу причинения насилия. И если результатом этих действий стал лёгкий и/или средней вред здоровью человека, то дополнительной квалификации по статьям 112 и 115 не требуется, но это не относится к последствиям в виде тяжкого вреда или причинения смерти по неосторожности.
Жалоба в ФАС
ФАС — это Федеральная антимонопольная служба, выступающая в роли органа исполнительной власти по контролю соблюдения установленных положений антимонопольного законодательства.
Сфера деятельности этого органа достаточно обширна и, конечно же, рассмотреть все имеющиеся нюансы в рамках настоящей статьи просто невозможно.
Видео:Признаки незаконного ограничения конкуренцииСкачать
Для пояснения и в качестве примера следует коснуться такой сферы деятельности, как реализация государственных и коммерческих аукционов, которых в настоящее время проходит огромное количество, и ежедневные обороты достигают сотни миллионов.
Если кто-то заподозрил, что его права, рассмотренные в рамках данной темы, нарушаются, то его абсолютное законное право обратиться в территориальный орган ФАС для защиты своих прав и интересов и проверки правомерности действий заказчика или непосредственных участников отдельно взятого аукциона. Но, конечно же, необходимо понимать, что простых домыслов и предположений для обоснованности обращения просто недостаточно. Поэтому для начала следует обратиться к специалистам для проверки действительности своих подозрений и дальнейшего юридического сопровождения.
Сама жалоба оформляется в соответствии с действующими стандартами и рекомендациями, которые выглядят следующим образом (на основе отказного решения аукционной комиссии, а бланк и образцы можно найти на официальных сайтах территориальных органов ФАС):
- Шапка. Здесь указываются реквизиты территориального органа, а также реквизиты отправителя. Ниже требуется указать номер аукциона, ставшего предметом споров.
- Основная часть. Соответственно, в основной части указывается непосредственная причина обращения в Федеральную антимонопольную службу, приводится мотивационная составляющая, озвученная аукционной комиссией и обязательно нужно указать ссылки на нормативно-правовые акты.
- Приложение. Здесь нужно написать перечень дополнительных документов, прилагаемых к жалобе (копия согласия по первой части заявки, копия протоколов рассмотрения второй части и копия протоколов подведения итогов аукциона и прочее).
- В конце нужно заверить жалобу личной подписью и оттиском печати с указанием даты составления.
Жалоба отправляется оригиналом на почтовый адрес территориального органа ФАС, где зарегистрирован заказчик, действия которого и подлежат рассмотрению.
Заключение
В заключение стоит ещё раз отметить сложность рассматриваемой темы. Товарный рынок, определение которого было предоставлено выше, объединяет в себе огромное количество различных областей, которые создают ещё больше видов отношений между хозяйствующими субъектами и гражданами.
Видео
Ирина Волк: Сотрудниками МВД России выявлены факты ограничения конкуренцииСкачать
Ответственность за ограничение конкуренции. Проблемы применения ст.178 УК РФСкачать
Закупка автомобилей по 44-ФЗ: признаки ограничения конкуренцииСкачать
Тема вебинара: «Требования к участникам закупок по 223-ФЗ: риски ограничения конкуренции»Скачать
Об иске ФАС к Минкомсвязи - ограничение конкуренцииСкачать
Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренцииСкачать
#картели Семинар адвоката Дмитрия Кудрявцева "Уголовная ответственность за ограничение конкуренции"Скачать
25. Недопущение, ограничение или устранение конкуренцииСкачать
Ограничение конкуренции | Завершено расследование | Дефицит кадровСкачать
Наталья Горюнова: Исследование ограничения конкуренции в государственных закупкахСкачать
СПИ при консервации ОС, ограничение конкуренции, несоответствие вакансииСкачать
Глава администрации Нягани заплатит 15 тысяч рублей за ограничение конкуренцииСкачать
1. Нарушение конкуренции. Что относится к нарушениям 2. Типовые нарушения заказчикаСкачать
Валерий Гартунг: за ограничение конкуренции всегда платит потребительСкачать