- Федеральный бюджет РФ 2017-2023
- Бюджет маленький
- Бюджет консервативный
- Бюджет дефицитный
- Бюджет сверхоптимистичный
- Бюджет милитаристский
- Бюджет антисоциальный
- Бюджет последний
- Бюджет никакой
- Последние новости о бюджете России на 2017 год
- Доходы и расходы бюджета
- Откуда брать дефицитные средства?
- Структура расходов бюджета
- Социальная сфера
- Бюджет России на 2017 год в цифрах
- Какой бюджет в цифрах приняли депутаты для России 2017 года
- Структура расходов в долларах
- Источники дохода
- Реальный дефицит бюджета
- Что любопытно в федеральном бюджете 2017 года?
- Скрытие военных расходов
- За счет кого будет проходить корректировка бюджета
- Заложенный в документе прогноз на следующий год по ключевым показателям для российской экономики
- Резюме
- Федеральный бюджет Российской Федерации на 2018 год в цифрах по статьям
- Общие параметры бюджета РФ на 2018 год
- Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета
- Статьи расходов
- Что входит в общегосударственные вопросы
- Расходы на оборону и безопасность
- Государственные инвестиции в экономику
- Судьба приоритетных национальных проектов
- Социальная политика во главе бюджета
- Источники доходов
- Дефицитные расходы: резервы на исходе
- Перемены откладываются
- Видео
Федеральный бюджет РФ 2017-2023
В прошлом году я писал о бюджете-2016. Анализ получился ожидаемо неутешительным и сейчас, перед утверждением думой федерального бюджета на 2017 год, самое время сравнить эти два бюджета и разобраться, куда мы движемся.
Как это ни странно, всё можно выразить одной фразой: стало ещё хуже. Принципиальных изменений нет, просто всё то, чем был плох текущий бюджет, в новом бюджете только усугубилось.
Это напоминает медленное и угнетающее своей неотвратимостью угасание жизни неизлечимо больного человека. Печальная картина. Впрочем, судите сами, медленно мы деградируем или наоборот — быстро.
Я приведу цитаты из своей статьи о бюджете годичной давности, чтобы можно было сопоставить их с нынешним положением дел.
Бюджет маленький
Размер бюджета РФ 2016 — $247,4 млрд., если считать по заложенному в бюджет курсу. Примерно столько же было у Бельгии, Мексики и Швеции в 2008 году.
Бюджет США на 2016 год — $3990 млрд, то есть в 16 раз больше. Да у них дефицит бюджета — $474 млрд. — больше, чем весь наш бюджет.
Совокупный объём бюджетных расходов в этом году выйдет на 16,63 трлн.р. по среднему курсу 67,8 р/$, то есть примерно на $245,3 млрд. В 2017 году планируется потратить на уровне 16,18 трлн.р. по заложенному в бюджет среднему курсу 71,1 р/$, то есть $227,6 млрд или на 7% меньше в реальном выражении, чем в прошлом году.
С учётом того, что наша экономика зависит от импорта чуть менее, чем полностью, хочется передать бюджетникам привет и пожелать здоровья, хорошего настроения и вообще держаться, как рекомендует Дмитрий Анатольевич: одежды, бытовой техники и даже просто качественных продуктов питания они смогут позволить себе заметно меньше, чем в этом году.
Для сравнения: у США на 2017 год бюджет не уменьшился, а вырос на 5%. Теперь он больше нашего не в 16 раз, а в 18. Так что если мы собираемся им навалять в намечающейся гонке вооружений, то идём явно не туда.
Бюджет консервативный
В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. На три года заложена средняя цена в $50-55 за баррель и курс 63,3-62,5 р/$ — примерно то, что мы имеем сейчас.
В прошлом бюджете мы ждали, когда подорожает нефть, в этом — ждём вообще непонятно чего, а пока проедаем резервы.
В прошлом году по статье «Национальная экономика» было выделено 2,5 трлн.р. (15,9 %) и это нас не спасло от падения — буквально сегодня Минэкономразвития ухудшило прогноз по ВВП России в 2016 г. с -0,2% до -0,6%, а по факту может оказаться и того меньше.
В этом году на поддержку национальной экономики планируется потратить меньше — 2,3 трлн.р. (14,2% расходов бюджета), но при этом правительство надеется на рост. Интересно, за счёт чего? Может быть, с нас снимают санкции? Нет. К нам ломятся иностранные инвесторы? Тоже нет. Бизнесу стало проще работать? Нет, проверок и поборов меньше не стало, а налоги собираются поднять.
Тогда, наверное, подорожает нефть? Увы, нет. Нефть на 2017 год прогнозируется на уровне $40 за баррель, то есть ВВП получит новый удар под дых, а заодно доходы бюджета снизятся и их нужно будет чем-то компенсировать.
Бюджет дефицитный
Расходы бюджета 2016 превышают доходы. Превышение серьёзное, но не смертельное — 3% от ВВП.Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3210 млрд.р., останется — 1074 млрд.
р.Вот мы и открыли кубышку. Больше денег взять будет неоткуда — внешние заимствования невозможны из-за санкций, а деньги Фонда национального благосостояния уже расписаны на поддержку падающих банков и голодающих нефтяников.
Что же будет, когда деньги кончатся?
А вот они и подходят к концу. Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн.р., то есть Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого в 2017 году Минфин хочет потратить 660 млрд рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=iuiSBPB1v4A
Дефицит бюджета в 2017 году планируется на уровне 2,74 трлн.руб, или 3,16% от ВВП. Это больше, чем планировалось, и меньше, чем получилось по факту в 2016 — сейчас мы имеем дефицит размером 3,9% от ВВП. Каким будет реальный дефицит бюджета в 2017, можно только догадываться.
Остаток дефицита планируется покрыть за счёт облигаций федерального займа (ОФЗ) на сумму почти 1,9 трлн.р. Не уверен, что это получится: благодаря ЦБ в стране мало ликвидности (свободных денег) и затея с облигациями может не сработать. Тогда либо придётся резать бюджет, либо тратить больше резервов.
Да и зачем вообще нужны заимствования, если у нас огромные резервы и вот-вот начнётся бурный экономический рост? Если бы правительство на самом деле рассчитывало на рост ВВП, то с заимствованиями можно было бы и не связываться. Но, видимо, оптимизма у правительства хватает только на слова, дела говорят о том, что в рост оно не верит и пытается растянуть заначку на максимально длинный срок.
Бюджет сверхоптимистичный
А всё будет хорошо! — говорит нам правительство. Инфляция снизится почти в три раза и будет на уровне от 6,4% до 5,1%. Да ещё и ВВП вырастет на 0,7% в 2016, на 1,9% в 2017 и 2,4% в 2018 году!
Искренне сомневаюсь. Признаков улучшения ситуации нет, бюджет консервативный, так что ожидать расцвета экономики, как минимум, странно.
Официально годовая инфляция по итогам 10 месяцев действительно выходит на уровень 6,4% и ЦБ последовательно гробит экономику, выкачивая из неё, как он считает излишки денег. В результате малый бизнес остался без доступных кредитов и ВВП не растёт на 0,7%, а падает на -0,6%.
Бороться таким образом с инфляцией во время стагнации экономики это всё равно что добиваться от больного гриппом температуры 36,6°C, положив его на лёд. Больной посопротивляется но, разумеется, остынет. Вполне вероятно — навсегда.
Бюджет милитаристский
Традиционно две самые большие статьи у нас — пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.), на них уходит половина всего бюджета. При этом расходы на «оборонку» у нас растут, мы активно бряцаем оружием.Правительство хотело ужать силовиков на 165 млрд.р.
, но в итоге у него ничего не получилось и мы имеем военные расходы на уровне 4,17% от ВВП.Это много. По доле в расходах среди топ-15 стран с самыми большими военными бюджетами мы на третьем месте в мире как по общему объёму военных расходов, так и по их отношению к ВВП.
Большую долю от ВВП, чем мы, тратят только арабские страны и Израиль, но у них под боком войны не прекращаются, ИГИЛ и всё такое.
Нам-то зачем столько?
Завоевать мир не получится — у США с их военными расходами в 3,3% от ВВП денег на оборону всё равно в 11 раз больше, чем у нас.
Расходы на оборонку по-прежнему остаются второй по величине статьёй бюджета — 2,84 трлн.р. Это меньше, чем в 2016 году, но военные уже не раз доказывали свою способность выбивать из правительства деньги. Вполне возможно, что к моменту принятия бюджета думой оборонные расходы вырастут.
Бюджет антисоциальный
Пенсии в 2016 году обещают проиндексировать аж два раза на 4% каждый раз — это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные.Индексация всё равно будет отставать от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд.р.
Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд.р., так что все индексации уйдут на коммуналку. Обрежут на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд.р. вместо 629,3 млрд.р. в 2015 году.
Но самое страшное — это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р.
в 2015 (сокращение на 10,9%).
И вот тут, казалось бы, есть позитивный момент — расходы на социальную политику планируется существенно увеличить — с 4,46 до 5,08 трлн.р. Однако в этой ложке мёда тоже есть кое-что интересное:
- Минтруд на три года откладывает вступление закона об опережающем росте пенсий сельским жителям и так экономит 55 млрд.р., причём на самых бедных пенсионерах.
- В очередной раз обрезаны бюджеты образования и здравоохранения. Образование — на 12, а здравоохранение — сразу на 106 млрд.р., то есть на четверть.
- Ну и бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) пока не сформирован, на зарплаты врачам в 2017 году не хватает как раз примерно 100 млрд.р.
Складывается стойкое ощущение, что Минфин всё-таки решил сэкономить на пенсиях, досрочно доконав пенсионеров отсутствием медицинской помощи.
Бюджет последний
С учётом всего этого, бюджет России на 2016 год — плохой, милитаристский, антисоциальный, оптимистичный, да какой угодно — имеет все шансы стать одним из последних бюджетов, которые будут приняты в РФ.
Вполне возможно, что уже на следующий год мы будем жить без бюджета, судорожно затыкая дыры остатками резервов и задерживая выплаты бюджетникам. А там, глядишь, и до дефолта недалеко..
https://www.youtube.com/watch?v=NoyQjEnNnzU
И это опять так же верно, как и год назад. Цены на нефть неожиданно долго удержались у отметки $50/баррель и мы ещё немного побарахтались. За это время мы успели:
- влезть по уши в Сирийскую авантюру, перессорившись с самыми сильными в экономическом отношении странами и теперь ожидаем усиления санкций;
- запачкаться в скандале с хакерскими атаками на кандидатов в президенты США и без последствий это не останется;
- напринимать ещё больше идиотских и репрессивных законов.
Нельзя сказать, что это хорошая подготовка к вероятному падению котировок нефти.
Бюджет никакой
На самом деле все эпитеты, — «последний», «антисоциальный», «милитаристский», «сверхоптимистичный», «дефицитный», «консервативный» и «маленький» — вполне подходят к бюджету-2017 по формальным признакам, но не соответствуют его сути. Его правильнее назвать «никаким».
По структуре расходов, принципам и приоритетам этот бюджет никак не отличается от предыдущего.
В этом бюджете нет никакой идеи, дающей хотя бы слабую веру в выход страны из кризиса иначе, чем благодаря невероятно счастливому стечению обстоятельств.
Нет никакой надежды на то, что проект этого бюджета, разработанный на самом деле на три года, продержится хотя бы один.
Правительство не проявило никакой политической воли для создания условий, благоприятствующих росту ВВП, и никак не собирается нести ответственность за плачевное состояние экономики.
И это происходит из-за того, что наиболее экономически активная часть населения страны в результате манипуляций с выборами не принимает никакого участия в принятии важных решений.
Никакие санкции не смогли бы нанести России ущерб, сопоставимый с тем, что ей наносят чиновники, изо всех сил вцепившиеся во власть.
И никакие внешние силы не помогут нам навести порядок в своей собственной стране, если мы сами не захотим это сделать..
Последние новости о бюджете России на 2017 год
Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена.
Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета.
Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом:каков бюджет России на 2017 год в цифрах?
При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, курс доллара, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.
Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.
Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет принят бюджет России на 2017 год и заложены средства на 2018 и 2023 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.
Доходы и расходы бюджета
Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает. Номинально это практически цифры 2016 года.
Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 годсоставит 2.
8 млрд, то в 2018 — 2 млрд, а в 2023 году будет равняться 1.1 млрд. рублей
https://www.youtube.com/watch?v=3gun3opDgfE
Валовый внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2023 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.
В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета — это максимально сократить расходы.
Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд рублей.
Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.
Откуда брать дефицитные средства?
В 2016 году большая часть дефицита покрывалась засчет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет.
Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн.
В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн, а в 2018 — на 1,2 трлн рублей.
В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд, а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд. Причем, даже эти цифры по мнению властей возможно заимствовать на внутреннем рынке, в иностранной валюте.
Минфин в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2023 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.
Структура расходов бюджета
Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%). Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%.
Уменьшатся и стипендии студентов. Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, сокращается обеспечение программы по развитию образования.
В 2017 году ее урежут более чем на 20%.
Мы все считаем себя гражданами своей страны и большими патриотами. А что мы знаем про нашу Великую Россию? Проверь свои знания в нашем Тесте!
На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.
Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд рублей.
Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения.
Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам сотрудника МВД, но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц.
К октябрю 2017 года численность полицейских может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих «на местах», непосредственно с населением (участковые, например).
Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы — прибавка 5% к зарплате.
Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции.
Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд.
Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.
Социальная сфера
Последние новости о бюджете России на 2017 год, касающиеся расходной части, отвечающей за улучшение жизни граждан таковы:расходы на социальную сферу составят более 30% общего бюджета, а это 5080 млрд рублей в 2017 году. Более 4000 млрд рублей направлено на программу «Социальная поддержка граждан». и, наконец, 10 трлн рублей определены на развитие пенсионной системы.
Власти отмечают необходимость пересмотра всех программ, кроме социальных, с целью выявления наиболее приоритетных проектов. В 2017 году планируется реализация 40 федеральных целевых программ. Те программы, которые не попадут под финансирование, будут ожидать своей очереди. Некоторые программы упразднят, но даже в столь сложных условиях планируется запуск 2-3 новых.
https://www.youtube.com/watch?v=hNy5ibgUo_o
Правительство в процессе утверждения бюджета опиралось на тезис о том, что поиск новых возможностей дополнительного финансирования — не та задача, которая актуальна для предстоящей трехлетки. Приоритетным является запуск резервных возможностей государства. Другими словами, следует исходить из того, чем мы владеем, какие ресурсы есть у России для выравнивания экономики в нынешних условиях.
В целом, эксперты говорят о сохранении негативной экономической ситуации в 2017 году. Однако присутствует и стремление государства комплексно разрабатывать программу выхода из кризиса, улучшения социальной обстановки. Это дает народу веру в наступление лучшего времени и надежду на то, что финансовый курс был выбран верно.
Бюджет России на 2017 год в цифрах
20 декабря Владимир Путин подписал основной финансовый документ для страны на следующий год. Согласно ему, благосостояние россиян в ближайшее время не сильно улучшится, но зато может еще больше усугубиться в 2018-20 годах.
Поскольку, если рассмотреть бюджет России на 2017 год в цифрах, то его можно охарактеризовать исключительно как «проедающий». Никакой реальной антикризисной программы или плана импортозамещения в нем, к сожалению, не предусмотрено.
Зато есть несколько любопытных моментов, которые могут подсказать, какое будущее по прогнозам Правительства ждет граждан РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
Какой бюджет в цифрах приняли депутаты для России 2017 года
В главном финансовом документе страны обозначено, что государство в следующем году намерено потратить около 16,241 триллиона при доходах в 13,488 триллиона рублей. Что эти числа значат для обычных россиян?
Три тяжелых года
Структура расходов в долларах
Если рассматривать прогнозируемые на 2017 год расходы, то, по сравнению с прошлым годом, их общий размер в федеральном бюджете не сильно изменился.
По большому счету что 16,241, что 16, 098 триллиона рублей разница не сильно большая. При нынешнем курсе (60.8528 руб/долл), около 250 миллиардов в долларах.
Для сравнения: расходы в бюджете США в 16 раз больше, а в бюджете Белоруссии в 30 раз меньше.
Однако, если посмотреть не на общие объемы, а на структуру затрат, то отчетливо просматривается тенденция на увеличения вливаний денег в «силовиков» и армию с сокращением затрат на социальную, научную, медицинскую и образовательную сферы. В частности, в сравнении с прошлым годом:
- расходы на медицину снизятся на 10%;
- затраты на ЖКХ возрастут на 40%;
- пенсионный фонд недополучит свыше 175 миллиардов рублей;
- образовательная сфера недосчитается около 8%.
При этом оборонный бюджет будет увеличен на 72 миллиарда рублей, не считая запланированного увеличения зарплат значительной части «силовиков».
Расходная часть:
Статья расходов | млрд | % |
Соц. политика | 5075 | 30,79 |
Оборона | 2840 | 17,23 |
Нац. экономика | 2117 | 12,85 |
Правоохр. система | 1270 | 7,71 |
Общегос. вопросы | 1102 | 6,69 |
Межбюджетные трансферы | 768 | 4,66 |
Обслуживание госдолга | 729 | 4,42 |
Образование | 549 | 3,33 |
Здравоохранение | 363 | 2,20 |
Культура | 93 | 0,56 |
Спорт | 86 | 0,52 |
Охрана окр. среды | 76 | 0,46 |
СМИ | 73 | 0,44 |
ЖКХ | 59 | 0,36 |
Что для рядового гражданина означает подобная корректировка бюджета? Все просто:
- Поднимающиеся военные расходы говорят о подготовке к военным конфликтам.
- Увеличение затрат на МВД и спецслужбы указывает на подготовку к внутренним беспорядкам.
- Уменьшение затрат на социальную, образовательную и медицинскую сферы при большом размере резервов показывает, что приток денег уменьшается и это долгоиграющая тенденция.
Источники дохода
Относительно доходов, заложенных в федеральный бюджет, то их размер также мало отличается от прошлого года — 13,44 триллиона в 2017 году к 13,738 триллионам рублей в 2016 году. Это около 225 миллиардов в долларах.
Доходы бюджета:
Год | 2015 | 2016 |
Доходы всего | 13659 | 13369 |
Нефте-газовые | 5863 | 4778 |
из них | ||
НДПИ | 3160 | 2819 |
вывозные пошлины | 2703 | 1959 |
Ненефте-газовые | 7797 | 8591 |
из них | ||
налог на прибыль организаций | 491 | 465 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ | 2448 | 2637 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ | 1785 | 1910 |
акцизы на товары, производимые на территории РФ | 528 | 623 |
акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ | 54 | 57 |
ввозные пошлины | 560 | 542 |
Как видно из таблицы, прогнозируемые Правительством доходы от нефти в следующем году уменьшатся, но это планируется покрыть за счет увеличения различных налогов, сборов, акцизов и пошлин.
Реальный дефицит бюджета
Еще в том, что касается доходов и расходов, следует уточнить один нюанс – правильное понимание размеров дефицита. Речь о том, что представители властей в новостях, комментируя федеральный бюджет, говорят: «В следующем году дефицит бюджета РФ будет на уровне (число) процентов от ВВП». Что здесь не так?
ВВП – это внутренний валовый продукт всей экономики государства в то время, как федеральный бюджет России – это расходы и затраты всех госструктур, т.е. лишь небольшой части экономики страны.
Иными словами, то, что говорят представители власти, сравнивая дефицит бюджета с ВВП, — это все равно, что сравнивать финансы отдельной воспитательницы с доходами детского сада.
Число выйдет меньше, но реального понимания об уровне затрат и расходов сотрудницы не дает.
https://www.youtube.com/watch?v=HWGEoWOMW-U
В реальности же, если посмотреть бюджет России на 2017 год в цифрах, то выходит, что его дефицит равен 20%. Проще говоря, государство тратит на 20% больше, чем зарабатывает!
Что любопытно в федеральном бюджете 2017 года?
Как уже отмечалось, в федеральном бюджете РФ на следующий год есть несколько интересных моментов, которые способны рассказать о том, что ждет россиян в будущем. Самые важные из них таковы.
Скрытие военных расходов
Согласно официальной информации, государство в 2017 году планирует сократить военные расходы — с 3,89 до 2,84 триллиона рублей.
При этом из них 2,771 триллиона рублей – это секретные статьи, целевое использование которых практически никто не контролирует.
Однако если рассмотреть затраты бюджета, которые касаются военных, но не прописаны в статье об обороне, то можно найти еще столько же выделенных на армию средств.
Эксперты посчитали, что бюджет 2017 года потратит на военные расходы до 4,5 триллиона рублей. При этом значительная часть из них, как и официальные затраты на армию, являются засекреченными.
На что тратятся эти средства? В идеале, на армию и обеспечение военнослужащих всем необходимым, включая жилье и транспорт. Но в реальности все немного иначе.
К примеру, в 2016 году правительство выделило дополнительно около 800 миллиардов «секретных» рублей на погашение кредитов, которые армия брала 2010 году на перевооружение.
О том, как были потрачены взятые в кредит деньги, можно узнать из дела Евгении Васильевой.
За счет кого будет проходить корректировка бюджета
Следующий любопытный факт, который можно отметить, смотря на бюджет России на 2017 год в цифрах – 20% дефицит планируют покрыть за счет использования денег из резервного фонда и фонда национального благосостояния. Из первого заберут практически все — 50 миллиардов долларов, из второго недостающую часть. При этом нестучу также сократят за счет приватизации госимущества и корректировки бюджета:
- ликвидации части долгосрочных инвестиционных проектов;
- минерализации индексирования зарплат госслужащим;
- уменьшения дотаций по регионам.
Заложенный в документе прогноз на следующий год по ключевым показателям для российской экономики
- Средняя цена за баррель нефти – 40 долларов.
- Среднегодовой курс доллара – 67 рублей.
- Прогнозируемый ВВП – 1,4 триллиона долларов (86,8 трлн рублей).
- Резервный фонд в 2018 году будет равен 0.
- Размер материнского — 453 тыс. рублей.
Кроме того, корректировка бюджета на следующий год уменьшит ассигнования по программам:
- «Экономическое развитие и инновационная экономика» — снижение на 22,8%;
- «Содействие занятости населения» — снижение на 29,4%;
- «Развитие здравоохранения» — снижение на 25%.
Резюме
Подводя итоги, можно сказать, что бюджет России на 2017 год в цифрах указывает на продолжение экономического кризиса. При этом плана выхода из него в Правительстве нет. Его просто хотят переждать, покрыв нехватку денег приватизацией и израсходованием резервных фондов.
Битва за бюджет-2017 — завершена
Федеральный бюджет Российской Федерации на 2018 год в цифрах по статьям
Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г.
N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2023 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.
В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.
Общие параметры бюджета РФ на 2018 год
С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов.
Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета.
На 2017, 2018 и 2023 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.
https://www.youtube.com/watch?v=HtIYTTS_Syw
Видео:Урок №51 Государственный бюджетСкачать
В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее – 1,332 трлн руб.), в 2023 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).
Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2023 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).
Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2023 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).
Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).
Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2023 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.
Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета
Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.
При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх.
Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель.
Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.
Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.
Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар.
С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях.
Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.
Статьи расходов
С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.
В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:
- общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
- национальная оборона – 1,121 триллиона;
- безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
- поддержание национальной экономики – 2,292 триллиона;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
- охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
- образование – 568 миллиардов рублей;
- культура и кинематография – 94 миллиарда;
- здравоохранение – 377 миллиардов;
- социальная политика – 5,08 трлн рублей;
- СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
- физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
- обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
- межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.
Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.
https://www.youtube.com/watch?v=AxSTl_GVGt0
Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.
Что входит в общегосударственные вопросы
В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д.
Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента.
Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.
В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.
Расходы на оборону и безопасность
Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования.
В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны.
Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.
Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года.
И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей.
При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.
Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.
Государственные инвестиции в экономику
Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ.
С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий.
С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.
Видео:ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ | #ЕГЭОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022Скачать
Пока наибольшие потери понесли следующие программы:
- Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
- Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
- Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
- Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%
При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей).
Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования.
К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.
Судьба приоритетных национальных проектов
За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них.
Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.
https://www.youtube.com/watch?v=XidN5YKh7P8
Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:
- Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
- Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
- Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
- ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
- Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
- Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
- Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
- Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
- Экология – 20,19 млрд рублей
Социальная политика во главе бюджета
Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.
Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.
Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.
Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.
Источники доходов
Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы на алкоголь, табак, топливо
- Налог на прибыль предприятий
Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.
Продолжают действовать налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.
В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита.
Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей.
По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.
Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся.
Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств.
Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.
Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики.
Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим.
Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.
Дефицитные расходы: резервы на исходе
Суммарные расходы бюджета следующего года достигают 16,18 трлн руб. Дефицит бюджета России 2017 года ожидается на уровне 3,16% (2,74 трлн руб.). По сравнению с абсолютным дефицитом текущего года, данный показатель сократится на 16%, подчеркивают в Минфине.
https://www.youtube.com/watch?v=5RGEhE4anl4
Структура расходной части остается без существенных изменений – основными статьями затрат остаются социальная сфера (31,4%) и национальная безопасность и оборона (29,8%). При этом доли затрат на здравоохранение и образование составят соответственно всего 2,3% и 3,5%. Доля засекреченных расходов составит около 18%, что значительно меньше показателей 2016 года (22%).
Для финансирования дефицита бюджета России на 2017 год будет использоваться насколько источников.
В первую очередь в Минфине планируют увеличить внутренние заимствования, что поможет снять излишнюю нагрузку с резервных фондов. Ежегодно будет заниматься на внутреннем рынке более 1 трлн руб.
, что вдвое превышает темпы заимствований текущего года. Кроме того, в будущем году Минфину предстоит погасить госбумаги на сумму 829 млрд руб.
Видео:Сергей Арбузов: Государственный бюджет-2017 формируется в интересах чиновниковСкачать
Резервный фонд в следующем году «похудеет» еще на 1,15 трлн руб. В результате данный источник финансирования будет полностью исчерпан. Еще 660 млрд руб. чиновники планируют привлечь из средств ФНБ. В последующие годы темпы расходования запасов ФНБ будут увеличиваться.
Перемены откладываются
Структура отечественного бюджета остается без существенных изменений, что свидетельствует о нежелании властей решать накопившиеся проблемы, считают эксперты. Основными статьями расходов остаются социальная сфера и оборона, что фактически является бюджетом «проедания». При этом в правительстве постоянно откладывают запуск пенсионной реформы, которая помогла бы сбалансировать ситуацию.
Несмотря на значительный запас прочности, финансирование дефицита бюджета превращается в серьезную проблему. За время кризиса РФ полностью истощила существующие резервы. Будущая приватизация и рост внутреннего долга позволит решить вопрос в краткосрочной перспективе, однако новый обвал цен на нефть может спровоцировать структурный кризис.
Чтобы снизить зависимость российской экономики от внешних факторов, необходимо внести изменения в действующую экономическую модель. В том числе потребуется пройти болезненный период сокращения доли социальных расходов. Сэкономленные ресурсы нужно направить на инвестиции и развитие инфраструктурных проектов, что создаст новые факторы экономического роста.
Бюджет России на 2017 год остается дефицитным. Расходная часть превышает доходы на 2,74 трлн руб., что приведет к дальнейшему истощению резервных фондов и росту внутренней задолженности.
Основными статьями затрат остаются социальная сфера и оборона, что свидетельствует о консервации существующих проблем. В результате российская экономика останется привязанной к динамике нефтяных котировок.
Видео
Бюджет 2017Скачать
Государственный бюджет Украины - 2017: приоритеты и стандартыСкачать
Рада приняла государственный бюджет 2017Скачать
Бюджет-2017 принятСкачать
Полховский о проекте государственного бюджета на 2017 годСкачать
Фискальная политика и дефицит государственного бюджетаСкачать
Федеральный бюджет на 2017 год приняли депутаты Государственной Думы РоссииСкачать
Доходы и расходы бюджета Российской ФедерацииСкачать
2.14. Государственный бюджетСкачать
Государственный бюджетСкачать
Главные принципы «зелёного» государственного бюджетаСкачать
Государственный бюджетСкачать
Окружающий мир 3 класс ч.2, тема урока "Государственный бюджет", с.71-74, Школа России.Скачать
"О федеральном бюджете на 2017 год"Скачать